Доступность

Доступность

Быть доступным в общении – значит уметь создавать непринужденную атмосферу, в которой каждый показывает лучшие результаты.

 

Это означает инициировать раппорт, уметь слушать, делиться информацией, проявлять понимание и создавать спокойную атмосферу.

 

Доступные люди получают больше информации, раньше обо всем узнают и могут помочь другим сделать больше. С ними любят общаться.

 

 

 

 

 

 

 


 

РАЗВИТО:

  • Легко идет на контакт, готов к общению
  • Принимает дополнительные меры, чтобы другие работники чувствовали себя свободно
  • Тепло, с симпатией и любезно относится к окружающим
  • Внимательно и терпеливо относится к конфликтам между другими работниками
  • Легко устанавливает раппорт
  • Умеет слушать
  • Хорошо осведомлен за счет получения неофициальной и неполной информации, что дает ему возможность своевременно принимать решения

 


 

НЕ РАЗВИТО:

  • Держится отчужденно, на расстоянии
  • Испытывает неловкость при первых контактах
  • Не склонен к откровенности, трудно понять, какой он на самом деле
  • Плохо устанавливает раппорт, предпочитая сразу говорить о деле
  • Может быть плохим слушателем или не проявлять интереса
  • Может не отзываться на общественные события, которые имеют значение для окружающих 
  • Может быть излишне напряжен
  • Труден в общении

 


 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ:

  • Ты высокомерен
  • Не отзывчив
  • Рассудочен
  • Может быть застенчив, холоден или немногословен
  • Плохо владеешь навыками межличностного общения. Неуверен в себе
  • Застенчив
  • Постоянно занят
  • Слишком напряжен; несумеешь расслабиться

 


 

ЗАМЕСТИТЕЛИ:

15. Ориентация на потребителя

23. Справедливость по отношению к подчиненным

33. Умение слушать

36. Мотивация других

42. Отношения с коллегами

60. Создание эффективных команд

 


 

ЧРЕЗМЕРНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • Может тратить слишком много времени на то, чтобы установить раппорт на совещаниях
  • Может ошибочно восприниматься как покладистый или легко поддающийся влиянию человек
  • Может испытывать слишком сильное желание нравиться
  • Может избегать негативных или неприятных контактов, даже если они необходимы
  • Может пытаться сглаживать реальные вопросы и проблемы

 


 

КОМПЕНСАТОРЫ:

1. Ориентация на результат 

5. Деловая проницательность

9. Умение управлять

12. Управление конфликтами

17. Качество принимаемых решений

20. Способность направлять других

35. Руководство работой и критерии ее оценки

37. Ведение переговоров

50. Определение приоритетов

53. Стремление к достижению результата

57. Работа в одиночку

65. Управление видением и целью

 


 

70% НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

1. ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, С ЧЕГО НАЧАТЬ? СДЕЛАЙ ПЕРВЫЙ ШАГ.

Ты делаешь шаг первым. Быть доступным в общении – значит уметь первым устанавливать контакт. Ты должен первым протянуть руку, установить зрительный контакт. Ты должен первым задать вопрос или поделиться полученной информацией. В течение первых трех минут ты должен создать для других людей или группы атмосферу, которая позволит им сделать то, ради чего они к тебе пришли.

 

2. ТЫ ЧРЕЗМЕРНО ФАМИЛЬЯРЕН? УМЕЙ СЛУШАТЬ.

Умение слушать. Доступные люди хорошо умеют слушать. Они слушают не перебивая, задают уточняющие вопросы и не выносят немедленных суждений. Они слушают ради того, чтобы понять. Суждение можно вынести и позднее. Они подтверждают сказанное собеседником, чтобы подчеркнуть понимание. Кивают. Могут делать краткие записи. Умеющие слушать не дают совет или не предлагают решение, пока не становится ясно, что собеседник хочет этого. Нужна помощь? – См. №33 «Умение слушать».

 

4. НЕ ЛЮБИШЬ ЛИШНИХ РАЗГОВОРОВ? НАЛАЖИВАЙ ОТНОШЕНИЯ.

Индивидуальный подход. Доступные люди стараются узнавать и запоминать важные вещи о тех, с кем и для кого они работают. Ты должен знать обо всех три вещи – об их интересах, детях и темах для разговора, не связанных с работой. Относись к окружающим как к маленькой вселенной. Начав задавать вопросы, ты поймешь, что буквально с каждым у тебя есть что-то общее. Узнай, о чем, не связанным непосредственно с работой, ты можешь поговорить с каждым человеком, с которым ты вместе работаешь. Это не означает дружеских отношений. Ты можешь обсуждать вопросы стратегии, события в мире, изменения рыночной конъюнктуры. Задача заключается в том, чтобы найти общие темы и установить контакт.

 

6. ДУМАЕШЬ У ТЕБЯ ЕСТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ? ЗАДАВАЙ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ.

Магия вопросов. Многие воздерживаются от проявлений любопытства в процессе работы. В результате возникает слишком много информационных утверждений, выводов, предположений и решений, и оказывается недостаточно вопросов «что если?», «что вы об этом думаете?», «каково ваше мнение?». Проведенные исследования показали, что нередко, соотношение утверждений и вопросов составляет восемь к одному. Задавай больше вопросов, чем окружающие. Предлагай меньше решений в начале обсуждения. Прощупывай почву, пока не поймешь, что тебе пытаются сказать.

 

7. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ? БУДЬ ДОСТУПЕН ДЛЯ ВСЕХ.

Избирательная доступность? Одни люди доступны для одних и недоступны для других. Другие доступны для непосредственных подчиненных и напряженно ведут себя с руководством. Перечисли людей, для которых ты умеешь быть доступным и для которых не умеешь. Что общего у тех, с кем тебе приятно общаться и у тех, с кем тебе трудно общаться? Является ли причиной их должность? Стиль? Пол? Расовая принадлежность? Происхождение? Разумеется, принципы доступности остаются одинаковым и не зависимо от аудитории. Попробуй вести себя с неприятной для вас группой также как ты ведешь себя с приятной. Результаты будут одинаковы.

 

8. ХОЧЕШЬ СТАТЬ НЕВИДИМЫМ? ПРЕОДОЛЕЙ СВОЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ.

Застенчивость? Ты боишься показаться уязвимым? Не знаешь, как отреагируют на тебя окружающие? Не уверен в том, что умеешь общаться? Не хочешь показаться застенчивым, когда испытываешь внутреннее волнение? Протяни руку первым. Установи постоянный зрительный контакт. Первым задай вопрос. Чтобы избежать риска, попробуй разговаривать с незнакомыми людьми вне работы. Поставь себе задачу познакомиться с 10 новыми людьми на неофициальном мероприятии; постарайся понять, что у тебя с ним и общего. Устанавливай контакты там, куда ты ходишь: на родительских собраниях; с соседями; в супермаркете; во время полета в самолете или поездки в автобусе. Проверь, происходит ли с тобой что-либо неприятное или пугающее, когда ты устанавливаешь контакты с людьми.

 

10. НЕ ХОЧЕШЬ БЫТЬ РЕЗОНАТОРОМ? ПРИГОТОВЬСЯ К КОНФЛИКТАМ.

Становясь более доступным, ты будешь чаще попадать в конфликтные ситуации. Если кто-то проявляет раздражение, дай ему «выпустить пар», сказав лишь, что ты.знаешь, что он расстроен. Человек не может быть долго раздраженным, если ты его не провоцируешь и не оказываешь ему сопротивление. Если кто-то постоянно жалуется, попроси его изложить проблемы и решения в письменном виде и обсуди их. Это позволит снять напряжение и, надо надеяться, постепенно отучит его жаловаться. Если кто-то хочет на кого-то пожаловаться, спроси, разговаривал ли он с этим человеком. Посоветуй ему это сделать. Если это не поможет, кратко сформулируй содержание жалобы, не подтверждая и не опровергая его (См. №12 «Управление конфликтами»). Улаживая конфликты, ты будешь чаще общаться с людьми и едва ли захочешь превратиться в центр обсуждения всех неурядиц. Управляй своим временем, тактично прерывая собеседника, чтобы подвести итог сказанному, или обращаясь к нему с просьбой еще раз все обдумать, а потом продолжить разговор. Говори о том, что можно сообщить быстро. Отложи продолжительный разговор до следующего раза. Быть доступным – не значит позволять другим распоряжаться твоим временем.

 


 

20% ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

2. СЛИШКОМ БЫСТРО СУДИШЬ? НАЧНИ СЛУШАТЬ.

Слушай. Доступные люди очень хорошо умеют слушать. Они слушают, не перебивая. Они задают проясняющие вопросы. Они не судят сразу. Они слушают, чтобы понять. Решение может прийти позже. Они перефразируют, что сказал собеседник, чтобы показать свое понимание. Они кивают. Они могут делать заметки. Те, кто слушает, не всегда предлагают совет или решение, пока для них не становится очевидным, что собеседник хочет услышать их мнение. Больше информации см. в пункте №33 «Умение слушать».

 

5. ТЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ? СЛЕДИ ЗА СВОИМИ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ.

Доступные люди ведут себя и разговаривают открыто и спокойно. Они улыбаются, поддерживают зрительный контакт. Утвердительно кивают, слушая собеседника. Позы тела открытые и не напряженные. Разговаривают неторопливо и вежливо. Избавься от дурных привычек, например, привычки говорить слишком быстро или настойчиво, употреблять жесткие или слишком веские слова или углубляться в подробности. Не позволяй себе жестов, свидетельствующих об отсутствии интереса: не смотри на часы, не перекладывай бумаги и не проявляй нетерпения. Твой вид не должен говорить о том, что ты занят.

 

9. ЗАСТАВЛЯЕШЬ ДРУГИХ ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВО ДИСКОМФОРТА? БУДЬ ПРОЩЕ.

Высокомерен? Высокомерные люди держатся отчужденно и производят впечатление безликих одиночек, которые ценят собственное мнение больше, чем мнение окружающих. Они намеренно или ненамеренно унижают других и недооценивают их роль. Это приводит к тому, что люди чувствуют себя униженными, отвергнутыми, и это вызывает у них раздражение. Почему? Вот характерные черты поведения высокомерных людей. Они не умеют слушать. Немедленно отдают распоряжения. Резко реагируют. Ты не хочешь быть таким? Тогда внимательно отнесись к своей аудитории. Знаешь ли ты, как ведут себя люди, которые чувствуют себя с тобой неловко? Отходят ли они в сторону? Теряются? Проявляют ли подобострастие? Стоят лив дверях, надеясь, что их не попросят войти? Ты должен очень внимательно наблюдать за окружающими. Особенно важно создать для людей или группы благожелательную атмосферу в первые три минуты, прежде чем приступать к обсуждению вопросов, стоящих на повестке дня. Задай вопросы, не имеющие отношения к делу. Предложи напитки. Расскажи о чем-нибудь личном. Нужна помощь? – См. №104 «Высокомерие».

 


 

10% РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • The 10 qualities of charismatic people: Secrets of personal magnetism. Alessandra, T. (2002). Chicago: Nightingale-Conant Corp.
  • Seeking the calm in the storm: Managing chaos in your business life. Bardwick, J. M. (2002). Upper Saddle River, NJ: Financial Times/Prentice Hall.
  • Executive charisma: Six steps to mastering the art of leadership. Benton, D. A. (2003). New York: McGraw-Hill Trade.
  • Human relations: Interpersonal job-oriented skills (9th ed.). DuBrin, A. (2006). Upper Saddle River, NJ: Financial Times/Prentice Hall.
  • Affiliation in the workplace: Value creation in the new organization. Elsdon, R. (2002). Westport, CT: Praeger Publishers.
  • Interpersonal skills for leadership (2nd ed.). Fritz, S. M., Lunde, J. P., Brown, W„ & Banset, E. A. (2004). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
  • Communication miracles at work: Effective tools and tips for getting the most from your work relationships. Gilbert, M. (2002). Berkeley, CA: Conari Press.
  • Social intelligence: The new science of human relationships. Goleman, D. (2007). New York: Bantam Books.
  • The nonverbal advantage: Secrets and science of body language at work. Goman, C. (2008). San Francisco: Berrett-Koehler Publishers. Interpersonal skills at work. Hayes, J. (2002). New York: Routledge.
  • The hard truth about soft skills: Workplace lessons smart people wish they'd learned sooner. Klaus, P. (2007). New York: HarperCollins.
  • How to talk to anyone: 92 Little tricks for big success in relationships. Lowndes, L. (2003). New York: McGraw-Hill.
  • Маслоу о менеджменте. Маслоу, А.Х. (2003). Санкт-Петербург: Питер.
  • Culturally speaking: Managing rapport in talk across cultures. Oatey, H. S. (2000). New York: Continuum.

 

Вернуться на главную "ПЛАНЕТА САМОРАЗВИТИЯ"

 

На главную: