Отношения с руководителями

Отношения с руководителями

Трудно работать, если за тобой наблюдает один или несколько руководителей более высокого уровня; они получили свои должности благодаря высокой профессиональной квалификации; у них мало времени; они задают трудные вопросы и хотят получить на них ответы; иногда их не интересует, какое это производит на тебя впечатление.

 

Не многим удается выйти из этой ситуации без ущерба для себя.

 

Многие руководители более высокого уровня будут устраивать тебе проверки, чтобы понять, что от тебя можно ожидать; некоторые из них могут задавать трудные вопросы, просто чтобы проверить, можешь ли ты на них ответить; другие могут намеренно обращать твое внимание на твои недостатки; общение с ними не всегда будет для тебя приятным.

 


 

РАЗВИТО:

  • Умеет устанавливать хорошие отношения с высшим руководством
  • Умеет общаться с руководителями без лишнего напряжения и нервозности
  • Понимает образ мышления и принципы работы руководителей высшего звена
  • Умеет находить оптимальные пути решения проблем, говоря на языке руководителей высшего звена и удовлетворяя их требованиям
  • Способен вырабатывать подходы, которые воспринимаются как приемлемые и позитивные

 


 

НЕ РАЗВИТО:

  • Недостаточно уверен в себе при контакте с высшим руководством
  • Может нервничать и казаться напряженным, вести себя не лучшим образом
  • Может терять самообладание или становиться многословным, отвечая на вопросы руководителей
  • Не умеет повлиять или произвести впечатление на высшее руководство
  • Может не понимать, чего от него добивается высшее руководство
  • Говорит и делает вещи, не соответствующие ситуации

 


 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ:

  • Неуверенность в себе в присутствии более влиятельных людей
  • Боязнь сделать ошибку, обмануть ожидания и сказать глупость
  • Перфекционизм; страх показаться далеко не идеальным сотрудником высшему руководству
  • Отсутствие надлежащей подготовки в следствие недостатка знаний или навыков или неумения вести себя на работе
  • Склонность действовать эмоционально в затруднительной ситуации или в условиях стресса

 


 

ЗАМЕСТИТЕЛИ:

3. Доступность

5. Деловая проницательность

9. Умение управлять

12. Управление конфликтами 

33. Умение слушать

37. Ведение переговоров

38. Организационная гибкость

57. Работа в одиночку

 


 

ЧРЕЗМЕРНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • Может слишком увлекаться руководством
  • Может восприниматься как слишком расчетливый или амбициозный
  • Может проводить слишком много времени с руководством, во всем ему подражать, переоценивать значение и полезность этих отношений
  • Делая карьеру, может слишком полагаться на примеры успешных людей
  • Может слишком вольно обращаться с конфиденциальной информацией

 


 

КОМПЕНСАТОРЫ:

5. Деловая проницательность

9. Умение управлять

12. Управление конфликтами

17. Качество принимаемых решений

24. Профессиональные/ технические навыки

29. Честность и доверие

45. Способность изменять поведение

51. Решение проблем

53. Стремление к достижению результата

57. Работа в одиночку

 


 

70% НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

1. ТЫ НЕРВНИЧАЕШЬ? СОХРАНЯЙ ХЛАДНОКРОВИЕ.

Как правило, все нервничают, волнуются и чувствуют себя неловко в присутствии вышестоящих руководителей; это нормально; важно, чтобы это не помешало тебе показать себя с лучшей стороны. Порой чувство неловкости может вызывать физические реакции, такие как потливость, запинки в речи, ошибки в словах, прилив крови к лицу, урчание в желудке, одышку во время речи и т.п. В этом случае на мгновение остановись, переведи дыхание, соберись и продолжай делать то, что делал; – все начальники побывали на твоем месте. Помни, единственный выход в этой ситуации – делать все как можно лучше. Возможно, ты знаешь об этой проблеме больше, чем они. Ты хорошо подготовлен, и волнение может помешать тебе показать свои знания.

 

2. ТЕБЯ БЕСПОКОЯТ ОШИБКИ? ПРЕДСТАВЬ САМЫЙ ХУДШИЙ ВАРИАНТ.

Чего ты больше всего боишься. Определи, чего ты больше всего боишься; каких неприятностей ты ожидаешь, представь себя в каждой из этих ситуаций, мысленно представь себе, как тебе вернуть самообладание. Ты не можешь найти нужные слова? Сделай паузу, не заменяй их звукам и типа «э-э-э». Просмотри свои записи. Сбился? Задай вопрос. Выходишь за рамки отведенного времени? Переходи сразу к выводам. Отработай наиболее реальные выходы из ситуации перед зеркалом или с коллегой, который будет играть роль вышестоящего руководителя.

 

3. ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ НЕПОДГОТОВЛЕННЫМ? ПРАКТИКА,ПРАКТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПРАКТИКА.

Перед тем как выступать перед руководителем, несколько раз отрепетируй то, что ты собираешься делать, чтобы делать это как можно естественнее; это позволит лучше справиться с вопросами и неожиданными реакциями. Запиши себя на видеопленку. Проверь, говорил ли ты не больше 5-10 минут по каждому важному вопросу. Не углублялся ли ты в ненужные детали? Менял ли тон и громкость речи или говорил монотонно? Сможет ли аудитория руководителей вспомнить основные тезисы твоего выступления через 15 минут после окончания заседания?

 

4. ТЕБЕ НЕЗНАКОМО ЭТО МЕСТО? ПОСЕТИ МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Если тебе предстоит выступать перед руководством, заранее посети место выступления, чтобы в нем освоиться; если можешь, отрепетируй свое выступление там. Во время осмотра места выступления, проверь: как будут сидеть присутствующие, всем ли будет тебя слышно, или надо говорить громче, есть ли места, откуда плохо видно? Легко ли будет рассмотреть твои слайды с задних рядов? Если нет, увеличь их размер и сократи объем информации.

 

5. ТЕБЕ ТРЕБУЕТСЯ СЛИШКОМ МНОГО ВРЕМЕНИ? БУДЬ ЭКОНОМНЫМ.

Экономь время. Составь подробный план того, что тебе необходимо сделать и сказать. Постарайся затратить на выступление как можно меньше времени. Возможно, имеет смысл взять с собой больше материалов, чем тебе понадобится. Поскольку все готовят материалы с избытком, возьми с собой 60 слайдов, но покажи 40 и будь готов к тому, чтобы показать всего 30. В этом могут помочь обобщающие слайды. Руководители всегда очень заняты; всем нравится, когда выступающий тратит меньше времени, чем запланировано или указано в повестке дня. Пусть они узнают подробности, задавая вопросы; не загружай их избыточной информацией во время презентации.

 

6. ИСПЫТЫВАЕШЬ ТРУДНОСТИ С ВОПРОСАМИ? БУДЬ ГОТОВ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ.

Многие плохо справляются с ответами на вопросы. Не давай ответов, не соответствующих действительности; высшему руководству можно ответить «Не знаю, я отвечу на ваш вопрос позднее». Заранее продумай все возможные вопросы; попроси кого-нибудь проверить то, что ты собираешься сказать и сделать, и подумай, какие вопросы тебе могут быть заданы. Отрепетируй ответы на вопросы. Кроме того, люди попадают в неудобное положение, когда в ответ на вопрос ограничиваются перечислением фактов; как правило, руководителей интересует логика и анализ проблемы, а не повторение уже сказанного другими словами. Хуже всего, если руководитель отказывается слушать твои аргументы. В этом случае проверь, правильно ли тебя поняли, и уточни информацию. В противном случае прими его несогласие к сведению. Руководители редко уважают тех, кто отказывается от своих аргументов, как только их начинают оспаривать. Ты должен внимательно выслушать каждый вопрос и логично ответить на него в течение 30 секунд. Не повторяй свои аргументы полностью; длинные ответы часто оборачиваются против отвечающего, потому что все это уже говорилось. Стараясь дать развернутый ответ, ты невольно переходишь 8 оборонительную позицию.

 

8. ЧУВСТВУЕШЬ РАЗДРАЖЕНИЕ? ПРОАНАЛИЗИРУЙ, КТО ЕГО ВЫЗЫВАЕТ.

Если тебя раздражает определенный руководитель, а другие - нет, возьми листок бумаги и составь список управленческих стилей двух групп/отдельных лиц. В чем похожесть? Почему один стиль тебя раздражает, а другой - нет? В отношении тех групп/отдельных лиц, которые тебя раздражают, подумай, как ты мог бы отреагировать с большим комфортом и эффективностью? Возможно, ты мог бы использовать те же техники, что и с более комфортной группой. Возможно, тебе стоит настроить себя на то, чтобы не воспринимать ничего лично и, независимо от происходящего, возвращаться к обсуждению проблемы. Нужна помощь? – См. #12 Управление конфликтами.

 


 

20% ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

7. ТЕБЕ НУЖЕН СОВЕТ? НАЙДИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ ТЫ МОЖЕШЬ ДОВЕРЯТЬ.

Посоветуйся с руководителем высокого ранга, которого ты хорошо знаешь и которому доверяешь, о том, как тебе лучше себя вести, выступая перед ним и остальными руководителями. Поделись своими опасениями с коллегой, которому доверяешь, и выслушай его предложения и наблюдения. Найди человека, который уверенно чувствует себя в ситуациях, в которых ты испытываешь затруднения, и спроси, как он этой уверенности добивается.

 

9. ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? БОЛЬШЕ ОБЩАЙСЯ С ВЫСШИМ РУКОВОДСТВОМ.

Постарайся встречаться и разговаривать с высшим руководством в неформальной обстановке, например, на приемах, благотворительных, общественных или спортивных мероприятиях, вне работы и т.п.; возможно, ты поймешь, что они такие же люди, только старше и занимают более высокое положение в иерархии. В этом случае ты будешь увереннее себя чувствовать, общаясь с ними в рабочей обстановке.

 

10. ТЫ НЕ ПОНИМАЕШЬ СВОЮ АУДИТОРИЮ? ПОЙМИ ЛОГИКУ МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА.

Прочти биографии пяти «великих» людей; посмотри, что написано о них и их отношении к таким людям, как ты; прочти пять автобиографий и посмотри, что «великие» люди рассказывают о себе и своем отношении к таким людям, как ты. Запиши пять вещей, которые ты можешь делать иначе или лучше..

 


 

10% РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • Communicating effectively. Arredondo, L. (2000). New York: McGraw-Hill.
  • Как забросить слона в небеса. Дзен и искусство карабкаться вверх. Бинг, С. (2003). Москва: София, Гелиос.
  • The courageous follower: Standing up to and for our leaders. Chaleff, I. (2003). San Francisco: Berrett-Koehler Publishers.
  • What the CEO wants you to know: How your company really works. Charari, R. (2001). New York: Crown Business.
  • Working with you is killing me: Freeing yourself from emotional traps at work. Crowley, K., & Elster, K. (2006). New York: Warner Business Books.
  • Managing up! 59 Ways to build a career-advancing relationship with your boss. Dobson, M„ & Dobson, D. S. (2000). New York: AMACOM.
  • Managing your boss. Gabarro, J. J„ & Kotter, J. P. (2008). Boston: Harvard Business School Press.
  • Managing up. Harvard Business School Press. (2008). Boston: Harvard Business School Press.
  • Interpersonal skills at work. Hayes, J. (2002). New York: Routledge.
  • How to manage your boss: Developing the perfect working relationship. Jay, R. (2002). London: Financial Times Management.
  • Managing your boss. Mann, S. (2001). Hauppauge, NY: Barron's Educational Series, Inc.
  • Leading up: How to lead your boss so you both win. Useem, M. (2003). New York: Three Rivers Press.
  • Power freaks: Dealing with them in the workplace or anyplace. Weiner, D. L„ & LefTon, R. E. (2002). Amherst, NY: Prometheus Books.

 

Вернуться на главную "ПЛАНЕТА САМОРАЗВИТИЯ"

 

На главную: