Что такое эмоциональный интеллект

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность осознавать, понимать, доносить, использовать эмоции и управлять ими, а также на основе этих умений эффективно взаимодействовать с другими людьми.

 

«Твой внешний облик обязательно отразит прогресс твоей внутренней жизни.» 

Шри Чинмой

 

В психологии уже давно велись поиски объяснения некоторых феноменов из социально-эмоциональной сферы психики человека, которые не связаны напрямую с общим интеллектом (мышление, речь, память, внимание, воображение) человека.

И в качестве предшественников современной концепции эмоционального интеллекта можно назвать теорию социального интеллекта и экзистенциально-гуманистическое направление в психологии.

 

Что касается термина «социальный интеллект», он появился уже 1920 году и первоначально понимался как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э. Торндайк). Позже в 1937 году его определяли как «социальную приспособляемость» (Г. Олпорт), а уже в 1960-е годы в Дж. Гилфорд и М. Салливан разработали первый надежный тест, измеряющий уровень социального интеллекта человека.

 

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Одной из самых известных теорий в рамках данного подхода стала концепция самоактуализации личности А. Маслоу, разработанная в 1950-е годы. Понятие самоактуализации синтетично и включает в себя непрерывное и всестороннее развитие духовного и творческого потенциала человека, адекватное восприятие себя и окружающих, мира и своего места в нем, высокий уровень психического здоровья и моральности, максимальную реализацию всех своих возможностей. Гуманистическая теория рассматривает человека как существо самоценное и самодостаточное. Источник развития находится в самом субъекте – по аналогии с желудем или зерном. Зерно будет расти тогда и так, как ему необходимо, при наличии соответствующей почвы, влаги и воздуха. Человек будет расти в лучшем для него направлении при наличии необходимой развивающей среды.

 

Такое понимание человеческой природы привело к «буму» интегральных исследований личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны психики человека. До этого времени в психологической науке доминировала аналитико-когнитивная парадигма, в которой слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а эмоции рассматривались как враг логичного, рационального и разумного.

 

Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы, например, поступить в университет. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры – "звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием эмоций и управления ими.

 

Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с «середнячками», занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации.

 

В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру ). Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» 

 

В 50-60-е гг. 20 века уже стал очевидным тот факт, что показатели тестов измерения IQ, имеющие огромную популярность на Западе, не играют значительной роли в том, что называется жизненным успехом или социальной реализацией. И это неудивительно, так как IQ измеряет лишь некоторые из пяти высших психических функций, полностью обходя своим вниманием эмоциональные, волевые и мотивационные процессы (схема 1).

 

 

В 1990 году один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега Салоуэя Дэвид Карузо, «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». Кстати, одна из классических интерпретаций термина "интеллект" Давида Векслера звучит так: «интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях», что примиряет общий и эмоциональный интеллект в их конечной цели.

 

Фактически один из нескольких прорывов в исследовании эмоциональных интеллекта произошел после разработки Реувеном Бар-Оном, израильским психологом американского происхождения (он же автор термина «коэффициент эмоционального развития»), инструмента, известного в последствии как EQ-i, что означает Emotional Quotient Inventory или «перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности». Позже этот инструмент стал известен как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

 

Широкую же популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году.

 

На сегодняшний день существует четыре основных модели эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper и J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).

 

Программа развития эмоционального лидерства опирается на модель EQ-i Реувена Бар-Она, которая, на наш взгляд, является наиболее полной и научно обоснованной методической концепцией.

 

Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она.

Одним из ученых, занимающихся исследованием феномена эмоционального интеллекта, является доктор Реувен Бар-Он, израильский психолог американского происхождения. Именно благодаря ему в 80е годы XX столетия было введено понятие коэффициента эмоционального развития EQ и разработана модель, состоящая из 15 компетенций (способностей, навыков), которые можно сгруппировать в пять общих по тематике сфер. Исследования с применением этой модели были проведены с почти 42 тысячами человек из 36 стран мира, благодаря чему был создан обширный банк данных, доказывающих неопровержимую связь между уровнем эмоционального интеллекта и успешностью, как в личной, так и в профессиональной сфере (схема 2).

 

 

Эмоциональный самоанализ – способность понимать свои чувства и причины своих поступков, а также влияние, которое они оказывают на окружающих. Не обладая в должной мере этой способностью, человек, по сути, становится марионеткой в руках заинтересованных людей, обстоятельств и собственных эмоций.

 

Ассертивность – способность выражать и защищать свои чувства, взгляды и мысли конструктивно. Это даёт возможность общаться с людьми ясно, конкретно и недвусмысленно, при этом учитывая интересы и реакции собеседника.

 

Независимость – способность самостоятельно принимать решения и быть эмоционально независимым от других. Это умение ставить перед собой цели, находить пути их достижения, самостоятельно мотивировать и направлять себя.

 

Самооценка, самоуважение – способность уважать и принимать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение позволяет человеку чувствовать себя уверенным в любых ситуациях, т.к. есть позволение делать ошибки и быть самим собой. Это то, что называется адекватной самооценкой.

 

Самоактуализация – это способность ставить перед собой личные цели и реализовывать свой потенциал. Обладая высоким уровнем самоактуализации, человек любит свою работу и по-настоящему отдается своему делу, чем бы он не занимался.

 

Эмпатия – способность видеть мир глазами другого человека. Это не сочувствие, не любезность и не такая же точка зрения – это способ дать понять другому человеку, что его мнение и чувства имеют право на существование. При таком поведении любой конфликт может перейти в форму сотрудничества.

 

Социальная ответственность – способность проявлять желание и готовность к сотрудничеству на благо команды, организации или общества в целом, которая не приносит человеку прямой выгоды.

 

Межличностные отношения – способность устанавливать и поддерживать полезное и приятное общение с другими людьми. Даже если ваша работа напрямую не связана с построением эффективных взаимоотношений, это единственная вещь, которая поможет вам выделиться среди коллег на фоне более или менее одинаковой профессиональной компетентности.

 

Умение решать проблемы – способность выявлять и разрешать проблемы личного и межличностного характера в семье и на работе. На сегодняшний день в деловом мире высоко ценится способность сотрудников не сообщать о проблеме, а выносить на обсуждение уже ряд готовых решений.

 

Оценка действительности – способность видеть вещи такими, какими они есть на самом деле, а не такими, какими вы хотели бы их видеть или какими вы их представляете. Другими словами, умение составлять максимально объективное мнение о текущей ситуации.

 

Гибкость – способность адаптироваться и приспосабливать мышление, поведение и чувства к новой информации. Гибкие люди легко справляются с многочисленными требованиями, меняющимися приоритетами и быстрыми переменами. Наличие гибкости предполагает ориентацию на достижение результата.

 

Толерантность к стрессу – способность эффективно противостоять неблагоприятным событиям и конструктивно справляться с ними. Человек, не справляющийся со стрессом, становится неспособным здраво оценивать действительность, принимать и адекватно реализовывать свои решения.

 

Контроль импульсивности – способность сдерживать либо откладывать импульс, искушение или порыв к действию. Здесь важно научиться видеть разницу между бессознательной реакцией и сознательным выбором, отдавая себе отчет в возможных последствиях и эффектах.

 

Удовлетворенность жизнью – способность быть в гармонии с самим собой, другими людьми и жизнью в целом. Счастливым людям сопутствует успех, как на работе, так и вне ее, поскольку они приятны в общении и обладают адекватной оценкой реальности, которая необходима для преодоления всевозможных препятствий.

 

Оптимизм – способность сохранять позитивный настрой и видеть светлые стороны жизни. Оптимисты опираются на знание и понимание своих умений, умение активно решать проблемы и способность вспоминать свой прошлый успешный опыт.

 

Более детальное описание этих компетенций, иллюстрированное примерами из бизнеса и личной жизни людей, вы сможете прочитать в книге «Преимущества EQ» Стивена Дж. Стейна и Говарда И. Бука.

 

 

Онлайн тест на эмоциональный интеллект Дениэла Гоулмана: http://www.arealme.com/eq/ru/

 

 

Источник: www.resheniya.com.ua

Команда «Академия продаж»

14.06.2016