История развития менеджмента

История развития менеджмента

Мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто перевозит и тех, кто его продает в торговых точках.

 

И на это существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

 

1. Одна из основных причин  разделение труда.

На ранних этапах истории человека выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива.

Примером этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

 

2. Следующая причина  технологическое усложнение процесса производства.

По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сами функции, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции распределялись между участниками производственного процесса.

 

3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

 

Управление имеет такую же длительную историю, как и человеческая культура. Если обратиться к истории древних государств, можно найти множество примеров более или менее сложных систем, в которых осуществлялось управление.

 

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана в 1866 г. американским бизнесменом Генри Тауни (1844-1924). Тауни выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

 

В результате развития идеи менеджмента образовалась первая школа научного менеджмента, которую основал Фредерик Тейлор (1856-1915)  американский инженер, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления.

 

Тейлор присутствовал на собрании, во время которого читал свой доклад Тауни. Идея Тауни вдохновила Тейлора на создание собственной концепции менеджмента. Тейлор видел основную цель менеджмента в повышении производительности труда. Достичь этой цели с точки зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего.

 

Фактически это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего.

 

Следующим эстафету развития менеджмента принял Генри Гант (1861-1919), который разработал методы календарного планирования деятельности предприятия, а также сформулировал основы оперативного управления.

 

Далеко не все знают, что Генри Форд (1863-1947), который известен прежде всего, как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента.

По мнению Генри Форда, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может): необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

 

Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:

  1. Замену ручного труда машинным.
  2. Заботу о работниках, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют).
  3. Повышение качества продукции.
  4. Развитие сети сервисного обслуживания.

 

Недостатком научного менеджмента является то, что он во главу угла ставит технические средства, при помощи которых якобы можно решить любые проблемы. Недостатки научного менеджмента решали представители школы человеческих отношений и школы человеческого поведения (о них немного позже).

 

Вместе с этим образовалась административная или классическая школа управления.

Анри Файоль (1841-1925)  еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века, разработавший основы административного подхода к управлению.

 

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия.

 

Под эффективным административным управлением Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов.

 

Представители административной школы выделяли три основные функции бизнеса: финансы, производство и маркетинг.

Они полагали, что это разделение может лечь в основу оптимального деления организации на подразделения.

 

Во второй трети XX века ведущие позиции в менеджменте как науке занимает школа человеческих отношений, которую также называют неоклассической школой (Г. Мюнстерберг, М. Фолетт, Э. Мейо и др.).

Формирование этой школы было обусловлено тем, что принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности развивающегося капитализма: они не учитывали личности человека. Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью человека управляют не экономические силы, а разнообразные потребности, причем деньги далеко не всегда способны эти потребности удовлетворить.

 

Конечно, этот подход является крайностью, поскольку процесс управления сочетает в себе самые разные аспекты. Однако эта крайность была закономерной: она представляла собой ответ на чрезмерный интерес к технологии, свойственный научному менеджменту. Заслуги сторонников школы человеческих отношений очень велики. До них психология практически не располагала данными о том, как психика человека связана с его трудовой деятельностью.

Именно в рамках данной школы были проведены исследования, которые существенно обогатили наши представления о психической деятельности.

 

Лучшие традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджи-рис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом.

 

В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма  психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира.

Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Был разработан ряд методов, помогающих достичь цели. Например, для того чтобы повысить эффективность работы, предлагалось изменять ее содержание или привлекать работника к управлению предприятием. Ученые полагали, что при помощи таких методов можно достичь раскрытия возможностей работника.

 

В дальнейшем появилась эмпирическая школа в менеджменте стала новым этапом в развитии представлений об управлении. Наиболее заметными представителями этого направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис.

 

В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации. По мнению сторонников эмпирической школы, профессия менеджера  это особая профессия, которая отличается от остальных двумя признаками.

 

Во-первых, основная задача менеджера заключается в том, чтобы из разнородных ресурсов и способностей, подчиненных сформировать единое, хорошо функционирующее целое. При этом в каждом конкретном случае ситуация уникальна, а потому и менеджеру приходится исходить из того особого сочетания исходных данных, которое имеется у него в наличии.

Во-вторых, задача менеджера состоит в том, что в процессе формирования этого единого целого он должен учитывать долгосрочную перспективу. Ни одной другой профессии такие задачи не присущи. 

 

Вместе с тем развивается школа социальных систем. Центром школы социальных систем стал Институт Карнеги, вокруг которого объединился ряд университетских ученых (Г. Саймон, А. Этциони и др.), не согласных с позицией эмпирической школы относительно теоретического компонента управления.

 

Школа социальных систем рассматривает организацию как сложное образование, возникающее в результате взаимодействия людей. Человек в этой сложной системе социальных связей играет очень важную роль. При этом любая организация имеет свои цели, которые никогда не равны целям одной личности или совокупности целей составляющих ее людей.

 

Новизна позиции школы социальных систем заключается в том, что она утверждает, что потребности человека вступают в противоречие с потребностями организации. Никакие наказания и материальные поощрения не могут ликвидировать этот конфликт, нельзя этого достичь и уделяя внимание человеку как личности. С точки зрения данной школы, задача руководителя заключается не в том, чтобы попытаться исключить конфликт, а в том, чтобы сгладить, уменьшить его последствия.

 

В современных  исследованиях менеджмента можно выделить несколько основных направлений:

 

1. В последние годы достаточно широкий резонанс получили исследования, посвященные организационной культуре.

Организационная культура понимается как один из наиболее важных инструментов управления, опирающийся на традиции, ценности и принципы, выработанные как многовековой историей общества, так и в процессе взаимодействия людей внутри организации.

 

Не случайным является то, что данное направление исследований зародилось в Японии. Эта страна обладает уникальной культурой, существенно отличающейся от культуры европейских стран и близкой к ним культуры США. Именно поэтому японцы смогли заметить, что между традиционными ценностями и теориями управления существует противоречие (которое для европейцев не так очевидно, поскольку их теории формировались под влиянием ценностей европейского общества).

 

Идея организационной культуры получила широкое распространение в Европе и США.

 

2. Еще одно перспективное направление в развитии менеджмента как дисциплины — исследование аспектов управления, связанных с международным сотрудничеством.

В настоящее время можно утверждать, что формирование мировой экономики  уже свершившийся факт. Хотя далеко не все коммерческие организации выходят на мировой рынок, их деятельность все равно зависит от тенденций мирового рынка.

 

Во-первых, зарубежные фирмы стремятся к покорению рынков других стран, а потому большинству организаций приходится вступать в конкурентные отношения с иностранными производителями.

Во-вторых, национальные экономики теперь в гораздо большей степени зависят от экономик других стран и мировой экономики (достаточно вспомнить последствия мировых экономических кризисов). По этой причине международная экономика оказывается частью внешней среды любой организации.

 

3. Хотелось бы отметить и такую тенденцию в современном менеджменте, как рост исследований управления как системы.

Идея системы до настоящего времени остается едва ли не самой продуктивной в менеджменте.

 

4. Наконец, большое внимание современный менеджмент уделяет влиянию новых технологий на управление.

Все более и более необходимым является учет технологических факторов и их взаимодействия с различными формами участия человека в производстве.

 

В заключение хотелось бы отметить, что наука об управлении не стоит на месте, она постоянно развивается и усовершенствуется, что дает менеджерам действенные и практичные инструменты в работе.

Наша же задача заключается в умении эффективно их применять, адаптируя эти инструменты к своей деятельности, и конечно же, достигать высоких бизнес-результатов и быть успешными менеджерами.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

Команда «Академия продаж»

05.02.2016

На главную: