Как сделать ваш тренинг эффективным

Методы тренинга

В наше время роль менеджмента активно видоизменяется в сторону рационального управления экономикой предприятия и эффективную работу с персоналом.

 

Поэтому, современному менеджеру необходимо расширять свой арсенал методов и инструментов в управлении персоналом.

 

В этой статье мы расскажем об основных методах проведения тренинга, что будет хорошим напоминанием для бизнес-тренеров, а самое главное, направит менеджеров в качественную сторону наставничества, обучения подчинённых.

 

Важно понимать, что в распоряжении современного тренера / менеджера имеется множество способов подачи материала.

Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

 

РАЗМИНКА

 

Разминка – это непродолжительное упражнение, позволяющее каждому участнику проявить активность и предназначенное для управления групповой динамикой.

Применяются для изменения психофизического состояния участников.

 

Цели разминок (время условно):

«А» (до 10.30) – вовлечь участников в процесс, замотивировать на работу, пробудить желание быть активным;

«Б» (до 12.30) – взбодрить, встряхнуть, пробудить двигательную активность, подготовить к восприятию новой информации;

«В» (до 14.00) – встряхнуть, пробудить от сна, переключить энергию от желудка к голове, от рассеянного внимания к сфокусированному;

«Г» (до 16.00) – сплотить группу, поддержать групповое взаимодействие, взаимопомощь, снять напряжение и усталость, накопившуюся в течении дня;

«Д» (до 18.00) – дать позитивную обратную связь, закрепить материал, объединить, поддержать, сплотить участников.

 

Виды разминок:

  1. Вербальные. 
  2. Невербальные.
  3. Письменные.
  4. Устные.

 

Основные правила в проведении разминок:

  • Разминка должна быть связана с темой / блоком тренинга;
  • Важно учитывать групповую динамику (на каком этапе сплочённости участники);
  • Необходимо учитывать состав группы: пол, возраст, иерархия должностей, физические данные;
  • Необходимо учитывать время дня;
  • Разминка должна быть «мостиком» к следующей или предыдущей теме / блоку. 

 

 

МОДЕРАЦИЯ

 

Модерация – наглядно-образное представление информации, в условиях которой, в группах формируются мнения и понимание информации.

 

Применяются для (цели):

  1. Закрытия материала (темы / блока).
  2. Диагностики усвоения материала участниками.
  3. Определения и выбора хода / направления тренинга.

 

Два основных вопроса:

  • Что представлять?
  • Каким образом?

 

Способы реализации:

  • Графики, шрифты, диаграммы, рисунки;
  • Выделение – цвет;
  • Композиция – взаимное расположение информационных блоков, структурирование.

 

 

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА

 

Метафорическая деловая игра – это деловая игра на основе метафоры (сказки, притчи, легенды и т.д.).

Уникальность её заключается в том, что для решения бизнес-проблем в качестве сюжета берётся метафора.

 

Использование метафоры позволяет:

  • Активизировать творческие способности участников;
  • Снять блоки и стереотипы, изменить установку;
  • Переключить внимание участников с видения преград на видение возможностей;
  • Даёт особую лёгкость в тренинге, пробуждает новый запас энергии участников.

 

Когда применяется и когда нет (по направленностям тем):

 

Метафорическая деловая игра:

  • Самоменеджмент;
  • Самоорганизация;
  • Тайм-менеджмент;
  • Стратегия компании;
  • Разработка и управление проектами.

 

Ролевая игра:

  • Отработка умений и формирование коммуникаций (где есть взаимодействие 2-х и более людей).

 

Метафорическая деловая игра также проводится когда тренер сам не знает ответов на вопросы, когда нет готовой технологии или рецепта.

 

Тренинговый модуль в начале тренинга (место МДИ):

 

 

Тренинговый модуль для разогрева группы (середина / конец тренинга):

 

 

Алгоритм составления МДИ:

  1. Чётко записать проблему из реальной жизни.
  2. В проблеме чётко выделить субъектов действия.
  3. Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их мотивации, интересах и желаниях.
  4. Подобрать по аналогии пример из сказки, притчи, легенды.
  5. Определить количество команд и их названия.
  6. Сформулировать задания для каждой команды. 

 

 

ЛЕКЦИЯ / МИНИ_ЛЕКЦИЯ

 

Лекция – это вербальное представление информации лектором / выступающим.

Задача выступающего – донести свои знания до группы, задача группы – принять и сохранить эти знания. Поэтому лекция – процесс, по сути пассивный, не дающий группе возможность для взаимодействия.

 

Мини-лекция – в бизнес-тренинге необходима для передачи информации и раскрытии блоков материала тренинга (мини-лекция – тематическая игра – вывод …).

Учитывая особенности обучения взрослых и способности их к запоминанию / усвоению информации тренеру важно дозировать информацию по принципу:

 

 

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

 

Мозговой штурм – является по сути наиболее свободной формой дискуссии.

Его главная функция – обеспечение генерации идей, но не анализ и обсуждение предлагаемых участниками решений.

 

Два главных принципа в проведении:

  1. Группа рождает при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе, потому как большая степень взаимодействия приводит к «перекрёсному опылению».
  2. Второй постулат – если группа находится в состоянии генерации идей, креативное мышление, господствующее в этот момент нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

 

Шесть правил проведения:

  1. Отсутствие всякой критики.
  2. Поощрение идей.
  3. Равноправие участников.
  4. Свобода ассоциаций (предложения, идеи без ограничений).
  5. Запись всех идей.
  6. Время для инкубации (по завершению необходимо время для обдумывания и рассмотрения альтернативных подходов).

 

 

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

 

Групповая дискуссия – метод групповой работы в тренинге, дающей возможность участникам попрактиковаться в убеждении группы в своём мнении и позволяющий в ходе последующего видеоанализа наглядно продемонстрировать закономерности групповых процессов.

Групповая динамика применяется для отработки навыков проведения собраний, в командообразовании, при построении корпоративной культуры, при обучении ораторскому мастерству и законам риторики, а также групповая дискуссия необходима для выявления лидера в группе.

 

 

РОЛЕВАЯ ИГРА

 

Ролевая игра – метод в тренинге, используется для отработки определённых навыков в сфере коммуникаций.

Ролевая игра предполагает не менее 2-х участников, каждому из которых предлагается провести целевое общение, взаимодействие в соответствии с заданной ролью (в рамках бизнес-деятельности).

 

Механика проведения:

1. Для ролевой игры составляются 3 вида инструкций:

  • Инструкция группе (описывает общую ситуацию, зачитываются в группе);
  • Инструкция активному участнику;
  • Инструкция пассивному участнику.

 

2. Перед проведением ролевой игры необходимо выделить наблюдаемые параметры и сказать их группе, которая во время игры занимает позицию наблюдателей.

Игра направлена на отработку одного навыка. Нельзя в одной игре задавать 2 разных навыка и проводить анализ по двум различным основаниям. В то же время, навык можно раздробить на составляющие (например, навык активной продажи), каждому наблюдателю в группе дать своё задание для наблюдения.

 

3. Тренер готовит игровое пространство.

Расстановка стульев, имитация прилавка-создание реальной ситуации, в которой ведутся переговоры.

 

4. Тренер задаёт регламент ролевой игры.

 

5. Тренер следит за успешностью активного участника.

Активный участник демонстрирует аудитории необходимое поведение (навыки), полученные в ходе тренинга, если все «ОК», то по окончанию ролевой игры – обсуждение, обратная связь; если нет, то тренер прерывает игру по следующей схеме:

  • Стоп-игра (не забывая об эмоциональной поддержке)
  • Вопрос активному участнику: «Какая была задача?»
  • Вопрос активному участнику 2: «Что ты собираешься делать?»
  • Вопрос активному участнику 3 и пассивному участнику: «Что ты чувствуешь?»
  • Вопрос активному участнику 4: «Что бы ты хотел?»

 

Схема обратной связи после ролевой игры:

  • Вопрос активному участнику: «Достиг ли цели?»
  • Вопрос активному участнику 2: «Что ты хочешь далее делать?» (ели РИ была приостановлена)
  • Вопрос о чувствах пассивному участнику: «Что ты чувствуешь?»
  • Вопрос к наблюдателям: «Что вы видели?» (перед игрой участники получают критерии для наблюдения и анализа).

 

 

ВИДЕОАНАЛИЗ

 

Видеоанализ – метод в тренинге, позволяющий провести анализ видеоматериалы в записи ролевой игры.

Анализ, т.е. сопоставление наблюдаемых поведенческих реакций и выявление причинно-следственных связей.

Метод коллективного обсуждения ролевой игры, позволяющий участникам игры в ситуации «здесь и сейчас» увидеть себя со стороны, проанализировать особенности своего коммуникационного поведения, выявить сильные стороны и ресурс развития.

 

 

СОЦИОМЕТРИЯ

 

Социометрия – метод определения подготовленности, отношений и интересов среди участников тренинга, например:

1. Подготовленность. Принцип «пазла» (необходимо собрать единую картину пройденного материала).

2. Отношения. «Грудусник, Автомобиль, Дерево знаний». 

3. Интересы. «Фокус» (на содержание тренинга, участники накладывают свои интересы и ожидания в виде наклеек, определяется фокус и направленность тренинга). «Река знаний» (ожидания участников на «Берегу ожиданий» и возврат на ту строну реки «Берег сбывшихся надежд» по завершению тренинга). 

 

 

МЕТОД КЕЙСОВ

 

Кейсы – метод, позволяющий активно вовлечь всех участников в групповую работу за счёт моделирования игровой ситуации, аналогичной жизненной ситуации участников группы.

Участникам предоставляют запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуациях.

 

Три варианта применения кейсов:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками методов их разрешения.
  3. Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий.

 

Принципы проведения:

  • В каждом кейсе указана процедура проведения, инструкции;
  • Участникам необходимо найти пути и средства достижения цели;
  • Ограничения во времени;
  • Кейсами можно проводить итоги дня или тренинга.

 

Правила кейсов:

  1. Выбор подходящего материала. Материал должен отражать проблемы с которыми участники встречаются в работе. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своём распоряжении все необходимые данные, но не перегружен информацией.
  2. Наличие альтернатив. Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватить различные стороны специализации участников и иметь разные решения. Проблемы, имеющие «один правильный ответ» непригодны.
  3. Необходимое количество участников в группе. Число участников до 10 чел., так чтобы был управляемый процесс.

 

Метод кейсов наиболее эффективен в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей. Это тренинги разрешения проблем / конфликтов, принятия решений, ведения переговоров, взаимодействия с персоналом.

 

В заключение отметим, что овладев вышеперечисленными методами тренинга, вы сможете более эффективно и результативно проводить тренинги, собрания, рабочие встречи, презентации и т.д.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов. 

 

Команда «Академия продаж».

13.07.2016

 

На главную: