Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование ‐ это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок.

 

Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод.

 

Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

  1. Предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить.
  2. Практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель».
  3. Обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

 

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный сотрудник (наставник) показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.

Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса.

 

Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований:

  • пример для подражания должен быть привлекательным для обучающегося и вызывать у него доверие и готовность следовать предложенному образцу. В противном случае мы рискуем получить подтверждение слов Марка Твена: «Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример»;
  • пример для подражания должен демонстрировать желаемую последовательность или правильный порядок действий в стандартной ситуации;
  • учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем или иным образом (экономия времени, страховка от ошибок, решение поставленных задач и т.п.).

 

Особое внимание преподаватель должен обратить на изменение в нужном направлении установок обучающихся.

Обратную связь и поддержку в ходе обсуждения обеспечивает тренер, другие участники или видеозапись.

 

Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.

 

Преимущества метода поведенческого моделирования:

  • позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;
  • достаточно гибок, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам.

 

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик ‐ наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников.