Принципы Анри Файоля в современном менеджменте

Принципы Анри Файоля в современном менеджменте

В условиях современных рыночных отношений ключевую роль играет система менеджмента или управления в организации.

 

Процесс управления непрерывен и ориентирован на повышение эффективности организации.

 

Функции менеджмента взаимосвязаны, их задачей является удовлетворение потребностей клиентов с помощью разработки стратегий и их корректировки в действии.

 

Важно четко осознавать, что требуется от организации в тот или иной момент, как построить управление внутри фирмы и добиться высоких результатов.

 

Родоначальником практического менеджмента считается Анри Файоль (1841-1925 гг.) французский горный инженер, основатель административной (классической) школы управления.

 

Анри Файоль считал, что функциями управления обладает каждый работник, а высокое звание – это не привилегия, но увеличение ответственности. Его концепция заключалась в том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный.

 

В его работе «Общее и промышленное управление» были отражены следующие принципы:

 

1. Разделение труда.

Производительность труда персонала повышается за счет того, что каждый работник сосредоточен на выполнении конкретной функции или задания, его внимание акцентировано именно на той операции, которая ему поручена. Навыки четко отработаны, действия доведены до автоматизма, а времени на выполнение задания тратится меньше.

Кроме того, работнику не нужно постоянно приспосабливаться и менять поле для деятельности, он находится в привычной для себя среде.

 

2. Власть-ответственность.

Власть – это ограниченное право давать распоряжения и приказы, использовать ресурсы организации и руководить для достижения поставленных целей и задач. Но после принятия того или иного решения по задействованию возможностей фирмы менеджер несет ответственность за результаты своих действий.

 

Чем больше полномочий, тем выше уровень ответственности. Поэтому важно выбрать «правильного» человека на должность начальника. Он должен стать лидером, обладать личным авторитетом и высоким моральным обликом, чтобы подчиненные выполняли задания с наибольшим результатом.

 

3. Дисциплина.

Дисциплина – это принцип, который основывается на повиновении, послушании и почете соглашений, принятых между фирмой и работником. Эти соглашения являются внешними знаками уважения, они должны быть ясными и удовлетворять обе стороны (и сотрудника, и предприятие). Возникновение дисциплинарных формальностей, установление справедливых санкций и отражение их в уставе или каком-либо другом документе – одна из главных задач руководства компании.

 

4. Единство распорядительства.

Единоначалие предполагает подчинение работника только одному начальнику и исполнение его приказов. По мнению А.Файоля, данный метод управления обеспечивает единство мнения, действия и командования, он не нарушает порядок и сохраняет авторитет власти, не ставя работника в затруднительное положение.

 

5. Единство руководства (направления).

Любая группа подчиненных или отдельный сотрудник должны работать в рамках одного проекта или задания и стремиться к выполнению конкретной цели, подчиняясь одному руководителю, объединяя усилия и действуя в определенном направлении.

 

6. Подчинение частных интересов общим.

Данное правило заключается в том, что интересы всей организации превыше выгоды отдельно взятого работника.

Сотрудник – это функциональная единица, которая не должна пренебрегать общими намерениями системы большего масштаба ради своих интересов.

 

7. Вознаграждение персонала.

За выполненную работу сотрудник должен получать оплату в установленном размере.

Но существует несколько тонкостей – факторов, которые влияют на величину вознаграждения. Помимо принятой формы оплаты труда на ее размере сказываются ценность служащего, состояние дел компании, уровень цен на товары и услуги и т.д. Вознаграждение должно быть справедливым и в идеале удовлетворять и персонал и предприятие; поощрять усердие, восполняя полезное усилие, но не выходя за рамки разумного.

 

В своей работе А.Файоль приводит несколько видов оплаты труда (поденная, поурочная, поштучная) и говорит о том, что на производстве необходимо искать компромисс, используя все вышеперечисленные формы. Помимо этого, необходимо давать работникам дополнительный стимул в виде премии (как поощрение), участия в прибылях и мер по улучшению быта.

 

8. Централизация.

Автор считает, что централизация – это естественное явление, потому что в любой системе существует центр, который выполняет достаточно важные функции и оставляет за собой наибольшую часть полномочий. В данном вопросе важна мера концентрации власти в едином центре, которая должна умело изменяться в зависимости от обстоятельств, чтобы обеспечить наилучшие возможные результаты на предприятии.

 

9. Иерархия.

Иерархия есть ряд лиц, которые занимают руководящие должности, начиная от лица, находящегося на самом высоком положении в компании и заканчивая руководителем низшего звена. Такая цепь позволяет сосредоточить «бразды правления» в руках высшей инстанции, добираясь до которой необходимо пройти все ступени – или звенья – этой цепи.

Данный метод сообщения не самый быстрый, но он позволяет соблюдать принцип единства распорядительства.

 

10. Порядок.

Соблюдение этого принципа предполагает существование определенного места для вещей, уложенных как на рабочем месте сотрудника, так на складских помещениях (материальный порядок). А так же каждый человек должен находиться на своем месте и выполнять собственные функции, соблюдая регламент фирмы (социальный порядок), для чего важны хорошая организация и верный подбор персонала.

 

11. Справедливость.

Справедливость – это сочетание правосудия с лояльностью. Сотрудник, который чувствует к себе благосклонное отношение, будет работать эффективнее, преданно отдаваясь общему делу предприятия. Поэтому важно укоренить чувство равенства на всех местах в скалярной цепи.

 

12. Постоянство состава персонала.

«Текучесть» кадров является одновременно и следствием, и причиной неэффективного управления. Обеспечение сотрудникам стабильности и уверенности в том, что они не потеряют рабочее место, - одна из главных задач руководителя.

 

Кроме того, любому новому работнику в течение определенного срока нужно привыкнуть, войти в курс дела. Поэтому по возможности необходимо избегать постоянной смены кадров. Неустойчивость такого рода приводит к шаткому положению всей организации.

 

13. Инициатива.

А. Файоль вкладывал в понятие «инициатива» следующий смысл: возможность составления плана и претворение его в жизнь. Создание стратегии и обеспечение ее выполнения – принцип, который требует от менеджера поддерживать активность своих подчиненных.

 

14. Единение персонала.

Если все сотрудники компании – одна большая семья, то людям комфортно работать в привычной и доброжелательной обстановке с коллегами, которых связывает общая цель, гармония и единение.

Кроме того, автор советует использовать устную форму общения между сотрудниками, это сближает и помогает избежать недоразумений, которые возникли бы в деловой переписке.

 

В заключение, хотелось бы сказать еще раз о важности правильного выбора развития компании со стороны руководства.

В любом случае при выборе курса руководитель должен стать лидером и вести свое предприятие к поставленной цели.

 

Этого можно добиться, соблюдая баланс между вышеперечисленными принципами и собственной интуицией.

 

Применение правил менеджмента Анри Файоля является очень эффективным, если уметь вовремя перестроиться и всегда владеть ситуацией.

Во многих компаниях успешно применяются данные принципы и позволяют удерживать на рынке многие организации.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

По материалам: научной работы «Общее и промышленное управление.» Файоль А. 1900 г., статьи «Возможности применения принципов Анри Файоля к анализу организации.» Сидельникова Н.С. 2014г. 

 

Команда «Академия продаж»

12.05.2016

 

На главную: