Работа внутреннего тренера компании: цена эффективности или парадокс деятельности?

Корпоративный тренер

Возможно, вы обращали внимание, что большинство компаний внутренними процессами, корпоративной культурой и результатами бизнеса отражают уровень зрелости своего менеджмента.

 

Современные руководители, используют всевозможные имеющиеся ресурсы и ищут новые способы реализации целей и стратегий компаний. Их деятельность ориентирована на получение максимальной прибыли и роста компании на рынке.

 

Написать эту статью меня натолкнул мой диалог с моим бывшим коллегой, руководителем одной из компаний. На нашей встрече мы обсуждали вопрос необходимости иметь внутреннего тренера в штате его компании.

 

Очевидно – обучение дает возможность получить лучшие результаты для бизнеса компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. На рынке Украины месячный доход внутреннего тренера в компаниях оценивается от 7 до 25 тыс. грн. Стоимость тренинг дня провайдеров на рынке в среднем 15-25 тыс. грн. (конечно есть исключения). Имея внутренних тренеров в штате компании позволяет компании удешевить стоимость обучения.

Так же одним из преимуществ внутреннего тренера является возможность видеть систему компании изнутри, понимать внутренние бизнес-процессы и уровень развития персонала компании.

 

Что сегодня делает внутренний тренер в компаниях исходя из главной задачи – обучение:

  • Разрабатывает под запрос/потребность тренинг;
  • Готовит материалы для тренинга;
  • Организовывает процесс обучения;
  • Проводит обучение сотрудников по программам тренинга;
  • Администрирует процесс обучения.

 

Формат тренинга предполагает группу участников от 8 до 16 человек. Понятно, что могут быть варианты, но мы говорим об оптимальном количестве для качества программы тренинга.

 

Известный факт – привычка формируется не менее 21 дня, а новый навык формируется на протяжении 2-3 месяцев, многократно повторяя одно и то же действие. Для внедрения полученных на тренинге знаний в существующую систему необходима поддержка на уровне менеджмента компании и процессов компании.

 

После каждого хорошего тренинга руководители могут наблюдать «эмоциональный подъем» эффективности работы сотрудников. Но это проходит в течении нескольких дней после тренинга. В сухом остатке позитивный результат изменений от тренинга руководитель может ощутить спустя 2-3 месяца.

 

Таким образом рекомендованное количество тренингов для одного сотрудника компании может быть 3-4 в год. Как показывает практика тренингов и отзыв внутренних тренеров разных компаний, тренер может/должен проводить 2-3 тренинг дня в неделю, что позволит не выгорать и тренер будет успевать восстанавливаться на энергетическом уровне. Получаем в среднем в год один тренер может провести обучение для 52 групп на различные темы, а значит в штатном режиме один тренер в год может провести обучение для 832 сотрудников по одной теме или 208 сотрудников по 4 темам.

 

Наличие тренера в штате компании обязывает его что-то делать по своему профилю обосновывая свою должность. Опираясь на расчетные данные вы сами сможете посчитать сколько тренеров вам нужно и самое главное сколько времени они у вас объективно смогут быть загружены своими прямыми обязанностями. На каком-то этапе развития компании внутреннему тренеру придется имитировать «бурную деятельность» т.к. логично окончание его основных задач.

 

Какие же есть ограничения в деятельности внутреннего тренера?

Рассмотрим «парадоксы деятельности внутреннего тренера» некоторых компаний на рынке Украины:

  1. Тренинги проводят люди, не имеющие реальной экспертизы и практики, а обучат других, как это должно работать. Тренер не может быть экспертом во всем.
  2. Часто внутренние тренера проводят обучение для сотрудников компании, которые по уровню должности и по доходу в несколько раз превышают уровень тренерской должности в компании.
  3. Обучение проводится не системно, а списком тем и программ тренингов, имеющихся в портфеле компании или тренера.
  4. На тренинг приглашаются сотрудники не имеющих прямого отношения к теме тренинга и последующим событиям в компании, на которые сотрудник может влиять.
  5. Обучение проводится по материалам, существующим в компании с момента ее основания и не всегда соответствует современным потребностям бизнеса или конкретной целевой аудитории.
  6. Внутренним тренерам часто передаются уже разработанные тренинги внешними провайдерами, таким образом, есть большая вероятность неверной интерпретации информации в обучающем процессе.
  7. Потребность обучения возникает в ответ на неспособность менеджера управлять функцией или бизнесом, соответственно тренинг используется, как компенсация, а не помощь в развитии.
  8. Внутреннего тренера в силу его неполноценной загрузки (которая высчитывается математически) часто привлекают к другим проектам в компании, таким образом обесценивая роль и значимость должности.
  9. Открытый вопрос мотивации внутреннего тренера т.к. в 90% компаний, внутренний тренер получает фиксированную сумму заработной платы, а также вопрос контроля качества и объективной оценки эффективности работы внутреннего тренера.
  10. Количество тренингов на одного сотрудника в организации больше, чем объективно нужно для эффективного решения бизнес-задач компании.

 

В таких условиях внутреннее обучение в компаниях превращается в формальное с соответствующей низкой эффективностью обучения и квалификацией внутренних тренеров. Получается самообман организации и ее руководителей в ожиданиях от результатов функции обучения.

 

Возвращаясь в начало нашей статьи, к моему диалогу с коллегой, о потребности иметь в штате внутреннего тренера, моя первая мысль – человек всегда выбирает лучшее решение, из всех возможных вариантов, человек выбирает самый понятный для него путь. На наш взгляд, на каком-то этапе развития компании внутренний тренер поможет решить задачи компании и это время расчетное…

Учитывая фактическую потребность в обучении и уровень качества обучения, мы рекомендуем собственникам и руководителям бизнесов рассмотреть вариант долгосрочного сотрудничества в виде аутсорсинга с внешними тренерами и провайдерами, являющимися экспертами в своей сфере.

Провайдерам и внешним тренерам не нужно будет платить за пустую работу и за проведенное время в компании.

 

В заключение отметим, что какой бы вы не выбрали путь, корпоративного тренера или привлечение внешних центров обучения, главное, чтобы обучение ваших сотрудников позволяло компании достигать высоких результатов бизнеса, а персоналу выходить на новый уровень профессионализма.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

Команда «Академия продаж»

25.05.2016