ТОП 10 задач, которые задают на собеседованиях

ТОП 10 задач, которые задают на собеседованиях

Логические задачи кандидатам на вакансию задают, чтобы оценить их аналитические способности.

 

С подобными вопросами может столкнуться каждый. Но даже, если с вами это не случится — изучить их для подготовки будет просто интересно.

 

Для чего нужны задания на логику?

 

Собеседование – тест не только для желающих получить должность, но и для интервьюеров. Они стремятся наиболее точно определить потребности компании и ожидания относительно нового сотрудника.

На основе этого составляются алгоритмы проверки и оценки претендентов. Подбор идеального по всем параметрам кандидата – их главная задача.

 

Нужно ли готовиться к тестам на логику?

 

Ответ однозначный – да. Насколько бы уверенным в своих силах не был человек, подготовка обязательна. Скорость реакции и сообразительность тренируются упорными упражнениями: чем больше решается задач, тем эффективней и быстрей выполняются тесты на собеседовании.

 

Понимание принципа построения цепочки умозаключений приводит к оптимизации путей по поиску ответа. На собеседовании тесты на логику очень распространены.

 

Их дают как IT-специалистам, так и менеджерам по продажам. Они направлены на выявление нестандартного мышления, которое занимает центральное место для многих профессий.

Подобные тесты являются прекрасным инструментом для оценки поведения человека в незнакомой ситуации.

 

 

Задача №1. КОМНАТА С ЛАМПОЧКАМИ.

 

Условие: Имеется закрытая комната, в которой есть три лампочки. С внешней стороны комнаты имеется три выключателя.

 

Вопрос: Вам нужно узнать, какой выключатель включает каждую из лампочек. Но в комнату вы можете зайти только единожды.

 

 

Решение: С точки зрения менеджера, вы можете привлечь к решению своих сотрудников, однако необходимо решить задачу самостоятельно.

Как нужно рассуждать: наша комната закрыта и снаружи лампочки не видны. При включении одной и выключении остальных мы можем узнать только об одном выключателе.

Но нам нужно определиться с двумя другими. Поэтому, нужно сделать что-то, чтобы стало ясно, как лампочки и выключатели взаимосвязаны.

 

Вот один из самых интересных вариантов решения: состояний лампы всего два – либо «горит», либо «не горит».

Состояний выключателя тоже два – либо «включен», либо «выключен». Ламп всего три.

Рассуждая логически, чтобы решить задачу, нужно одну лампу выключить, вторую включить, но вот что делать с третьей – непонятно.

 

Выход следующий: подвести к одному из выключателей напряжение в 380 вольт – лампочка, соответственно, перегорит, и это будет заметно. Получается, что добавляется новое состояние лампы – либо «исправна», либо «не исправна». Отсюда вывод, что лампочка может теперь быть в трёх вариантах состояний – «горит», либо «не горит», «исправна, но не горит», либо вообще «неисправна».

 

Размышляя далее, вспоминаем, что если лампа включена, то она будет нагреваться, и при выключении некоторое время ещё будет тёплой. Получаем новое состояние: лампа либо «тёплая», либо «холодная».

Исходя из всего этого, нужно включить два выключателя на небольшое время, после чего один из них выключить и пойти в комнату, в которой мы увидим, что одна лампа горит, а две не горят, но одна из них тёплая, а другая холодная. Таким образом, мы сможем понять, какой выключатель связан с каждой из ламп.

 

 

Задача №2. КОТЛЕТЫ НА СКОВОРОДЕ.

 

Условие: Имеется две сковородки и три котлеты. Чтобы обжарить одну котлету с одной стороны, требуется минута. Одна сковородка вмещает лишь одну котлету.

 

Вопрос: Какой минимум времени необходим, чтобы обжарить все котлеты полностью?

 

 

Решение: Итак, размышляем обычно: чтобы пожарить две котлеты с двух сторон сразу, нам понадобятся две минуты. После этого мы уберём две котлеты и начнём жарить третью. Получается, что нужно ещё две минуты.

Так, понимаем, что всего нам нужно на обжарку котлет четыре минуты. Но это неверно, т.к. есть способ уложиться в три минуты.

 

Переходим к креативному мышлению: есть две сковороды, на которых мы можем жарить одновременно. Начиная с обжарки двух котлет, мы сразу же займём обе сковороды, и после обжарки двух котлет одна сковорода останется незадействованной. Чтобы сократить время жарки, нужно её задействовать.

 

Но как? Мы можем разделить весь процесс жарки на обжаривание котлет с двух сторон, и получим шесть этапов. Если мы возьмём эти шесть этапов, занимающих, в общей сложности, шесть минут, и вспомним, что у нас имеется две сковороды, то можно сделать логический вывод, что на весь процесс жарки нам может хватить трёх минут – нужно только понять алгоритм, который совсем несложен.

 

Последовательность действий должна быть такой: кладём жарить две котлеты, но одну после первой минуты убираем со сковороды, и кладём сырую. Через минуту одна из первых двух котлет дожарится и на её место нужно будет положить первую – недожаренную. На третьей минуте дожарятся обе оставшиеся котлеты.

 

 

Задача №3. ЗОЛОТАЯ ЦЕПОЧКА.

 

Условие: На постоялый двор нанёс визит странник. У него нет с собой денег, но есть золотая цепочка, состоящая из шести звеньев. Хозяин двора согласен взять оплату жилья в виде одного звена цепочки на каждый день, но при условии, чтобы распиленным оказалось только одно звено. Причём, оплата должна поступать именно ежедневно, т.к. странник не хочет вносить предоплату, а хозяин не готов к оплате по факту прожитых в его доме дней.

 

Вопрос: Как должен странник распилить цепочку, чтобы была возможность вносить оплату ежедневно в течение пяти дней?

 

 

Решение: Разъединить шесть звеньев и получить пять целых по отдельности, распилив лишь одно звено, невозможно, т.к. звеньев шесть, а соединений между ними пять. Поэтому, для получения отдельных целых звеньев нужно будет сделать минимум три разреза.

 

И снова включаем креативное мышление: у нас есть термин «оплата», но, исходя из условий задачи, нет требования, чтобы странник оплачивал проживание только по одному звену. Однако есть требование, чтобы звеньев у хозяина каждый день становилось на одно больше. Далее нужно понять суть: и хозяин и странник могут обмениваться, а хозяин также может давать сдачу.

 

Отсюда следует простое решение. Распиливаем конкретно третье звено, чтобы получить разменную «монету» в 1, 2 и 3 звена. На первые сутки странник платит одним звеном, на вторые – платит двумя, но забирает одно первое, на третьи – платит тремя, но забирает два вторых и т.д. до конца срока пребывания. В итоге мы имеем только одно распиленное звено, пять дней проживания и довольного хозяина.

 

 

Задача №4. ГОРЯЩИЕ ВЕРЕВКИ.

 

Условие: Есть две верёвки и коробок со спичками. О каждой верёвке мы знаем, что если их поджечь, то они полностью сгорят за один час. Нам нужно отмерить пятнадцать минут.

 

Вопрос: Как нам это сделать, если мы знаем, что верёвки будут прогорать неравномерно?

 

 

Решение: Разрезать верёвку на четыре равные части и просто поджечь не получится, т.к. время, за которое сгорает верёвка, не равно её длине – одна часть верёвки может гореть быстрее, другая – медленнее и т.д.

 

Применяем креативное мышление: берём за единицу измерения время, за которое сгорает верёвка. Это время равно одному часу, исходя из условий. Однако соотнести это время с длиной мы не можем. Но верёвок у нас есть две. По этой причине время сгорания первой верёвки мы можем соотнести с временем сгорания второй.

 

И тут мы находим решение. Учитывая то, что верёвка горит один час, мы делаем вывод, что её подожгли с одного из концов. Поэтому, если поджечь оба конца, она прогорит за полчаса, пусть и гореть будет неравномерно.

 

Далее мы можем сравнить: поджигаем одну из верёвок с двух краёв, а другую – только с одного края, чтобы засечь время. Первая сгорит за полчаса. Как только она сгорела, мы сразу же должны потушить вторую. Так у нас остаётся кусок второй верёвки, который сгорит за полчаса. Если мы подожжём его с двух концов, то получим 15 минут.

 

 

Задача №5. КАК ПОРЕЗАТЬ ТОРТ?

 

Условие: Имеется круглый торт)).

 

Вопрос: Как поделить его на восемь равных кусков, сделав при этом только три разреза?

 

 

Решение: Думая обычно, мы придём в тупик, т.к. очевидно, что для разделения торта на восемь кусков необходимо сделать четыре разреза.

 

Теперь думаем креативно. Решение задачи может быть вполне простым. И вообще этих решений есть два. Сначала нужно понять, что поделить торт на восемь одинаковых кусков тремя разрезами нельзя, по крайней мере, традиционным способом, когда просто открывают торт и начинают его резать, т.к. тут потребуется резать четыре раза. Но количество разрезов можно уменьшить, если представить торт не плоским кругом, а воспользоваться для решения пространственным мышлением.

 

В первую очередь, разрезаем торт крест-накрест двумя разрезами, и получаем четыре куска. Как же нам теперь порезать их все пополам? Для этого просто берём и ставим четыре куска друг на друга, и затем режем пополам и получаем восемь кусков – это только один вариант.

 

Второй вариант заключается в том, что мы разрезаем торт не как обычно, а в горизонтальной плоскости, т.е. поперёк. Немного странными получатся в итоге куски, но вариант всё-таки хорош, согласитесь?

 

 

Задача №6. КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ.

 

Условие: На улице часто встречаются канализационные люки.

 

Вопрос: Почему канализационные люки круглые? 

 

 

Решение: Есть несколько вариантов. Так как диаметр круга одинаков, как его не крути, то круглый люк не может провалиться в колодец. У квадрата же, например, диагональ больше его сторон, поэтому крышка могла бы упасть.

 

Также можно ответить, что круглые люки проще транспортировать и передвигать.

 

 

Задача №7. МЕРТВЫЙ ЧЕЛОВЕК И СПИЧКА.

 

Условие: Среди поля найден мертвый человек со спичкой в руках, следов нет.

 

Вопрос: От чего он умер и при каких обстоятельствах? 

 

 

Решение: Человек умер от падения с самолета, который начал терять высоту, и авария была неизбежна. На всех пассажиров не хватило одного парашюта и они тянули жребий. Ему досталась короткая спичка, и он был вынужден прыгать без парашюта.

 

 

Задача №8. АВТОБУС И МЯЧИ.

 

Условие: Представьте себе автобус и мячи)).

 

Вопрос: Сколько теннисных мячей поместится в автобус?

 

 

Решение: Точного правильного ответа не знает и сам рекрутер, так как не уточняется, что за мячи и автобус — их размеры не известны, и никто досконально это не проверял. Поэтому тут важен ход ваших мыслей, вы можете только предположить.

 

Назовите примерные длину, ширину и высоту автобуса, размеры одного мяча. Посчитайте объем автобуса и мяча — так вы узнаете сколько мячей поместится в пустой автобус. Уменьшите примерно это значение с учетом сидений и других деталей автобуса, сделайте поправку на то, что мячи не квадратные и дайте ответ. В этом случае процесс поиска ответа важнее самого ответа.

 

Варианты вопроса могут быть разные: мячи — футбольные, вместо автобуса — комната и т.п.

 

 

Задача №9. ТАБЛЕТКИ.

 

Условие: Доктор выдал пациенту 4 таблетки двух видов — по 2 таблетки каждого, которые нельзя отличить по внешнему виду. Таблетки надо выпить за два приема: утром по одной таблетке каждого вида и так же вечером.

 

Если нарушить дозировку или не принять таблетки, то пациент умрет. Так вышло, что таблетки перемешались.

 

Вопрос: Как пройти курс лечения и выжить?

 

 

Решение: Конечно, можно сказать, что лучше пойти к врачу и попросить еще, все таки вопрос жизни и смерти. Но это могут быть единственные таблетки на Земле, доктор может исчезнуть при загадочных обстоятельствах и т.д. Так что ответить все же придется. К тому же все достаточно просто: нужно разделить каждую таблетку на 2 части и выпить по половинке каждой таблетки утром и вечером.

 

 

Задача №10. БАБУЛЯ И ПИРОЖНЫЕ.

 

Условие: Вы собираетесь в гости к бабуле, которая живет на другом конце леса. У нее юбилей, и в подарок вы несете пирожки собственного приготовления.

 

По дороге к бабушкиному дому вам нужно пройти по 5 мостам, а под ними, как и положено в нашем сказочном мире, живут тролли. Чтобы перейти на другую сторону, вам нужно отдать троллю половину пирожков. Но тролли у нас добрые, поэтому 1 пирожок они вам вернут.

 

Вопрос: Какое минимальное количество пирожков вам нужно взять, чтобы донести до бабули хотя бы 2?

 

 

Решение: Перед каждым мостом вам нужно отдать половину пирожков, и вы получите обратно 1. Если выйдете из дома с 2 пирожками, с тем же количеством и придете к бабуле.

 

 

В заключение отметим, что прежде всего такие задачи и головоломки предназначены для того, чтобы проверить поведение кандидата в нестандартных ситуациях, оценить способность к размышлению, творческому и логическому подходу. Увы, нередки случаи, когда интервьюер не может правильно интерпретировать результаты таких вопросов, или вовсе не понимает их предназначения.

Но даже в этой ситуации уверенное поведение и стремление прийти к ответу покажут вас с лучшей стороны и увеличат шансы получить должность. 

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

Команда "Академия продаж"

27.01.2016