Управление эмоциями – ключ к успеху!

Управление эмоциями

Эмоции наполняют каждого человека и его жизнь, раскрашивают её различными красками и впечатлениями. Они способны дать человеку позитивные впечатления, счастье или отравить всю его жизнь страданиями.

 

Для того, кто хочет стать счастливым и много добиться в жизни, быть, в итоге, и успешным и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, убирать негативные и культивировать позитивные эмоции.

 

При этом, большинство людей не знают, что такое эмоции, часто их путают с чувствами, хотя природа чувств и эмоций абсолютно разная...

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ?

 

Эмо́ция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  • переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции;
  • процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
  • наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

 

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

 

Эмоция – это реакция и соответствующая ей энергия, которую генерирует подсознания (сознание) человека. Например, человека испугали, подсознание генерирует энергию страха, коротая заставляет человека бояться, дрожать, т.д. Или, например, вам нахамили и внутри тут же вскипает гнев, энергия гнева наполняет сознание и тело, и толкает вас нахамить в ответ или залепить пощёчину (эмоциональная реакция).

 

Эмоция, как реакция – это ответ подсознания человека на внешний или внутренний раздражитель, автоматическое подсознательное действие, которое не предполагает работы головой, анализа и осознанного принятия решений. Чаще всего, это реакция практически мгновенная.

 

 

КАКИЕ БЫВАЮТ ЭМОЦИИ?

 

Эмоция представляет собой энергию вырабатываемой подсознанием. Эта энергия соответствует информационной программе эмоции: испуг – энергия страха, обида – энергия обиды и т.д. Энергия эта несёт определённую программу – либо разрушительную, либо созидательную (для души и тела). 

 

Эмоции, в отличие от чувств, создаются самим человеком, его подсознанием, их можно программировать и перепрограммировать, то есть заменять негативные разрушительные эмоции, на необходимые позитивные эмоции и реакции.

 

Негативные эмоции: страх, обида, злость, гнев, раздражение, беспокойство, зависть, ненависть, др. Хотя многие из этих эмоций, такие как ненависть, можно назвать негативными чувствами, всё же это будет не корректно. Чувства по своей природе – вообще не людьми создаются, а даются свыше, хотя и живут в сердце людей, а перечисленные негативные эмоции именно людьми и в людях рождаются, в людях живут и развиваются. 

 

Позитивные эмоции: радость, прощение, восхищение и много других наслаждений и радостей, совершенно уникальных по испытываемым ощущениям: радость победы, радость от смеха, радость очищения, радость встречи, радость за другого, радость поддержки, радость от труда и созидания, наслаждение от общения, наслаждение от борьбы и др. А есть эмоции более менее нейтральные, но они могут приобретать тот или иной оттенок в зависимости от ситуации, например «удивление».

 

 

ПРИРОДА ЭМОЦИЙ

 

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми, во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся.

 

Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьёзный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.

 

Мы не приходим в эмоциональное возбуждение от всего подряд и не находимся во власти эмоций постоянно. Эмоции возникают и исчезают. Мы испытываем эмоцию в какой-то один момент и можем не испытывать никаких эмоций в другой. Одни люди более эмоциональны, чем другие, но даже у самых эмоциональных бывают периоды, когда они не испытывают никаких эмоций.

 

С учётом того, что не каждая минута нашей жизни окрашена какой-то эмоцией, без ответа остаётся следующий вопрос:

 

 

ПОЧЕМУ МЫ НАЧИНАЕМ ИСПЫТЫВАТЬ ЭМОЦИИ?

 

Чаще всего эмоции возникают тогда, когда мы ощущаем, правильно или ошибочно, что происходит или вот-вот должно произойти некое событие, способное позитивно или негативно повлиять на наше благополучие. Это не единственный способ возникновения у нас эмоций, но он является очень важным и, возможно, основным, и поэтому мы сосредоточим на нем особое внимание.

 

Возникающая эмоция охватывает вас в течение миллисекунд и направляет то, что вы делаете, говорите или думаете. Безо всякого сознательного выбора вы поворачивает руль таким образом, чтобы избежать столкновения, и жмёте ногой на тормозную педаль. В то же самое время на вашем лице появляется выражение страха: брови приподнимаются и сводятся вместе, глаза широко раскрываются, а губы оттягиваются назад. Ваше сердце начинает биться быстрее, вы покрываетесь испариной, а кровь приливает к крупным мышцам ваших ног.

 

Эти реакции возникают потому, что на протяжении нашей эволюции другим людям было полезно знать, когда мы ощущаем опасность, и сходным образом им было полезно быть готовыми к бегству, когда они испытывали страх. Эмоции готовят нас к важным событиям без наших размышлений о том, что нам следует делать. Эмоции делают это, когда вы ещё не знаете, что происходит, и обычно это идёт вам на пользу.

 

Эмоции вызывают изменения в разных отделах нашего мозга, мобилизующие нас к действиям в отношении того, что вызвало нашу эмоцию, а также изменения в нашей вегетативной нервной системе, регулирующей сердечный ритм, частоту дыхания, интенсивность потоотделения и многие другие физиологические изменения, и, таким образом, готовят нас к различным действиям. Эмоции также посылают сигналы, вызывающие изменения выражений лица, тона голоса и положения тела. Мы не выбираем эти изменения сознательно, они просто происходят сами собой.

 

Эта удивительная особенность наших эмоций – способность инициировать наши действия без нашей осведомлённости о возникающих процессах – может также работать и против нас, вызывая ненадлежащие эмоциональные реакции. Если бы процесс был более медленным, то мы могли бы знать о том, что происходило в нашем мозгу.

 

Почти все, кто занимаются эмоциями в наши дни, соглашаются с тем, что: во-первых, эмоции представляют собой реакции на факторы, которые кажутся очень важными для нашего благополучия; и во-вторых, что эмоции часто возникают настолько быстро, что мы не осознаем процессы в нашей психике, которые их стимулируют.

 

 

ИСТОЧНИКИ ЭМОЦИЙ

 

1. Автооцениватели.

Результаты исследований мозга говорят, что мы можем делать сложные оценки очень быстро, в течение нескольких миллисекунд, не отдавая себе отчёта о самом оценочном процессе. 

 

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими специфическими событиями, которые мы учимся интерпретировать таким образом, чтобы они вызывали у нас страх, гнев, отвращение, печаль, удивление или удовольствие; эти события добавляются к универсальным событиям из нашего эволюционного прошлого, расширяя перечень того, на что реагируют автооцениватели. Эти запомненные события могут близко или отдалённо напоминать первоначально накопленные события. Они служат уточнениями или дополнениями к универсальным прошлым событиям. Они не бывают одинаковыми у всех людей и варьируются в зависимости от личного опыта каждого.

 

Когда мы сталкиваемся с какой-то темой, например темой ощущений, которые мы испытываем, когда под нами неожиданно ломается стул, то она вызывает эмоцию практически без оценки ситуации. Автооценивателям может потребоваться чуть больше времени, чтобы оценить любую из вариаций этой темы, с которой мы познакомились в процессе взросления.

 

Одна из самых главных отличительных особенностей эмоций состоит в том, что события, вызывающие эмоции, имеют отпечаток не только нашего индивидуального опыта, но и прошлого опыта наших предков. Эмоции, как удачно сказал Ричард Лазарус, отражают «мудрость веков» как в темах эмоций, так и в эмоциональных реакциях. Автооцениватели выявляют, что было важно для выживания не только в современной жизни, но и в жизни наших далёких предков, занимавшихся охотой и собирательством.

 

Наши автооцениватели очень сильны, они непрерывно наблюдают за нашей внешней средой без участия нашего сознания, выявляя темы и вариации событий, имеющих отношение к нашему выживанию. Хотя эмоции чаще всего приводятся в действие автоматическими оценивателями, они могут также возникать посредством других способов.

 

2. Рефлективная оценка.

Иногда эмоции возникают вследствие рефлективной оценки, при которой мы сознательно рассматриваем происходящее, но не можем с уверенностью сказать, что оно означает. По мере развития ситуации или улучшения нашего понимания происходящего мы начинаем улавливать что-то знакомое; оно соответствует чему-то такому, что уже имеется в нашей базе данных эмоциональной готовности, и механизмы оценки начинают действовать. Рефлективная оценка имеет дело с неясными ситуациями – ситуациями, на которые механизмы автоматической оценки еще не настроены.

 

Положительным фактором является здесь возможность влиять на то, что проступает, когда в результате рефлективной оценки начинают проявляться эмоции. Чтобы оказывать такое влияние, мы должны хорошо знать наши собственные горячие триггеры эмоций – специфические вариации универсальных тем для каждой эмоции, которые наиболее заметны в нашей жизни. Если мы знаем наши горячие триггеры, то тогда мы можем предпринимать сознательные усилия для того, чтобы не позволить им искажать наши интерпретации того, что становится нам заметным при проявлении эмоции. 

 

Предположим, триггером вашей реакции печали/страдания является намек на то, что дорогая вам женщина собирается оставить вас потому, что она раскрыла тщательно оберегаемый вами секрет – (усвоенное вами) ощущение бесцельности жизни. Если у вас есть время, вы можете использовать рефлективную оценку для принятия мер предосторожности против собственного суждения о том, что вскоре вы окажетесь покинутым. Это будет нелегко, но в результате тренировки вам удастся снизить вероятность того, что вы будете испытывать печаль или страдание, когда в действительности вас никто не бросает.

 

Рефлективная оценка повышает важность роли вашего сознания. Вы имеете возможность научиться тому, как намеренно оберегать себя от неправильной интерпретации происходящего вокруг вас. 

 

3. Припоминание прошлого эмоционального опыта.

Испытывать эмоции возможно также, вспоминая прошлые эмоциональные эпизоды. Мы можем по своему выбору вспоминать какой-то эпизод, сознательно переосмыслить его и перейти к размышлениям о том, что произошло, почему это произошло или как бы мы могли действовать по-другому. Или же воспоминание может не являться результатом выбора; оно может возникнуть в нашем сознании непроизвольно.

Но независимо от того, как возникает воспоминание, сознательно или непроизвольно, оно может включать с самого начала не только эпизод и сценарий эмоционального переживания, но и эмоциональную реакцию. Мы можем заново пережить эмоцию, которую мы ощущали в реально происходившем событии, или же теперь мы можем испытывать другую эмоцию.

 

4. Использование воображения.

Воображение является другим способом, позволяющим вызывать эмоциональную реакцию. Если мы используем воображение для воспроизведения сцен, которые заставляют нас испытывать эмоции, то мы получаем возможность «охладить» триггер. В своем сознании мы можем отрепетировать и испробовать другие способы интерпретации происходящего так, чтобы эта интерпретация не соответствовала нашему обычному горячему триггеру.

 

5. Рассказ о прошлом событии.

Разговоры о прошлом эмоциональном опыте также могут привести в действие наши эмоции. Мы можем рассказать человеку, с которым мы испытали эмоциональную реакцию, о том, что мы чувствовали и почему мы думаем, что мы чувствовали это именно так, а не иначе, или можем рассказать это другу или психотерапевту. Иногда простой разговор о вызвавшем эмоцию эпизоде заставляет нас заново испытывать эту эмоцию точно так же, как это происходит в наших экспериментах, когда мы просим людей действовать именно таким образом.

Повторное переживание чувств, которые мы испытывали в прошлом эмоциональном эпизоде, может приносить свои выгоды. Оно может дать нам шанс придать делам другое направление; оно может обеспечить поддержку или понимание человека, с которым мы говорим. Разумеется, иногда повторное переживание эмоции приносит вред.

 

6. Сопереживание.

Для того чтобы у нас возникла сочувственная эмоциональная реакция, несчастье не обязательно должно произойти с нашим близким другом. Оно может произойти с совершенно незнакомым нам человеком, причем не обязательно на наших глазах. Мы можем увидеть такого человека на кино- или телеэкране, прочитать о нем в книге или в газете. Хотя нет сомнений в том, что мы можем испытывать эмоции, читая о незнакомом нам человеке, удивительным здесь представляется то, что эмоции способен вызывать именно письменный язык, возникший в истории развития человечества довольно поздно.

 

7. Обучение нас тому, что должно вызывать наши эмоции.

Другие люди могут сообщать нам, чего следует бояться, на что сердиться, чему радоваться и т. д. Этот символический путь обычно подразумевает присутствие человека, проявляющего заботу о нас в раннем детстве, и влияние этого человека будет усиливаться, если эмоция, о которой нам рассказывают, ценится высоко.

 

Нередко то, что вызывает эмоции у людей, играющих важную роль в нашей жизни, невольно заставляет нас усваивать их вариации эмоций как наши собственные. Например, у ребёнка, мать которого боится толпы, также может появиться страх перед большими скоплениями людей.

 

Большинство авторов, писавших об эмоциях, обсуждали нарушение норм и те эмоции, которые мы испытываем, когда важные общественные нормы нарушаются нами или другими людьми. Мы можем испытывать при этом гнев, отвращение, презрение, стыд, вину, удивление, а возможно, и веселье или удовольствие. Все зависит от того, кто нарушил норму и что эта норма собой представляет. Разумеется, нормы не являются универсальными; какие-то нормы могут даже не считаться нормами всеми представителями одной нации или культуры.

 

8. Невербальное сопровождение.

Есть и ещё один, последний, путь возникновения эмоций – Придание лицу внешнего вида, соответствующего выражению конкретной эмоции. Создание эмоционального опыта, изменяющего ваше физиологическое состояние за счёт намеренного придания лицу внешнего вида, соответствующего данной эмоции, вероятно, является не самым распространённым способом переживания какой-то эмоции. Но он может использоваться намного чаще, чем нам первоначально казалось.

 

Эдгар Аллан По знал об этом, когда писал свой рассказ «Похищенное письмо»: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или добр, или зол этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением».

 

 

КАК УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ?

 

Управление своими эмоциями – это одно из важнейших условий достижения успеха, счастья, высокой эффективности, достижения по жизни состояния комфорта, покоя и силы. Этой теме в духовных, эзотерических системах, в школах боевых искусств, а также в спецслужбах и спец. заведениях, уделяют особое внимание, посвящая этому вопросу несколько лет обучения и тренировки.

 

Разведчик, например, должен на 100% контролировать все свои подсознательные проявления, реакции и эмоции, чтобы себя не выдать, особенно в экстремальных ситуациях.

 

Но управление эмоциями необходимо и обычным людям, которые не готовятся стать мастерами боевых искусств или спец агентами. От этого зависит и счастье и успех человека в целом.

 

90% конфликтов, которые заканчиваются жёсткими ссорами, нервотрёпкой, стрессами, а в итоге и страданиями и заболеваниями, начинаются с элементарной не сдержанности и не понимания, что делать с той или иной негативной эмоцией, например с раздражением, или завистью.

 

1. Если всё негативные эмоции выливать и выбрасывать на окружающих – вы останетесь, в итоге, одни одинёшеньки. Друзей и желающих с вами общаться не останется.

2. Если запихивать весь негатив в себя, сдерживать и накапливать его – рано или поздно разорвёт, будет эмоциональный и психический срыв, который закончиться каким-то заболеванием (часто неизлечимым).

 

И первое и второе – это не вариант!

 

Три важных правила в управлении эмоциями:

  1. Научиться их контролировать! Негатив – сдерживать, гасить, позитивом (радостью) – управлять. Неконтролируемая радость, смех и т.д. – тоже может создавать для человека неприятности.
  2. Негативные эмоции – необходимо научиться устранять, уничтожать, такие как обида, гнев, зависть, для того чтобы заменить их на позитивные, необходимые адекватные реакции и качества. Обида – заменяется на прощение, Гнев – на спокойствие, зависть – на поддержку и радость за других.
  3. Позитивные эмоции – научиться формировать (культивировать), для этого их нужно понять (что я хочу?), а дальше применить соответствующие техники (психологические и эзотерические). Например понять – что такое прощение и научиться прощать, вместо обиды и камня за пазухой.

 

В заключение отметим, что современному человеку уметь управлять эмоциями просто необходимо, а способность к управлению эмоциями – дело не только воспитания, но и обучения. Именно воспитанный и образованный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется, что делает его успешной личностью.

 

Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой…

 

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

По материалам: Пол Экман. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь», блог «Сам себе Психолог». 

 

 

Команда «Академия продаж»

24.09.2016

 

На главную: