Что делать если вами манипулируют?

Что делать если вами манипулируют?

Прежде чем ответить на этот вопрос и поделиться с вами нашими решениями, сначала давайте разберемся в сути понятия, поймем, что означает манипуляция, ведь техники влияния на людей известны издавна. 

 

Различные психологические уловки так прочно стали частью жизни, что, в большинстве случаев, мы их не замечаем. 

 

При этом, будь то в деловой сфере или личной жизни мы хотим участвовать в принятии решений, не хотим, чтобы нам навязывали что-то и «забирали» природное право выбора, мы не хотим чтобы нами манипулировали.

 

Итак, что же такое манипуляция? 

 

Манипуляция — тип социального, психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить отношение или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или даже насильственной тактики. 

Другими словами, манипуляция – это достижение собственной цели в ущерб другим (интересам, взглядам и желаниям собеседника). 

 

Любые манипуляции продвигают интересы манипулятора, поэтому, они могут считаться эксплуатационныминечестными, неэтичными и даже насильственными! 

Манипулирование используется достаточно часто в коммуникациях, особенно в политике, психотерапии и рекламе. 

 

Люди говорят, что: «Манипуляция – это инструмент власти, торговли и политиков …» 

Вряд ли можно отрицать то, что, каждый день общаясь друг с другом, мы пытаемся периодически навязать кому-нибудь свою точку зрения: свое личное отношение к человеку, ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение и т.д. 

 

И все же, манипуляции приводят к нехорошим последствиям в отношениях с клиентами и партнерами:

  • Растет НЕДОВЕРИЕ: "Меня заставили";
  • Появляется ОТЧУЖДЕНИЕ: "Меня вынудили";
  • Неприятное ПОСЛЕВКУСИЕ: "Меня обманули". 

 

Под воздействием манипуляции человек совершает действия, каких не планировал. Проходит время, приходит осознание. Остается неприятное ощущение: «Меня использовали». 

При следующем контакте партнер начинает подозревать, что им снова проманипулируют, вынудят, обманут, оставят в дураках. Отношения становятся напряженными, подвергающийся манипуляции партнер стремится закрыться, защититься. 

Человек перестает делиться, начинает скрывать свои чувства, мысли, желания. Жертва манипуляции выставляет защиту, через которую с каждым разом становиться пробиться все сложнее и сложнее. 

Если манипулятор не отказывается от манипуляции, то конфликт между сторонами усугубляется все больше, проблемы не разрешается, стороны все больше отдаляются друг от друга. 

Такие отношения не обогащают партнеров, а превращаются в поле боя «Кто кого?» 

 

Существуют три основные стиля манипулятивного воздействия на человека

1. ПРИНУЖДЕНИЕ.

Манипулятор принуждает собеседника к своей точке зрения, совершению действия, возникновению чувства - насильно. Это – угрозы, давление авторитетом, эмоциональная атака, физическое насилие и др. 

Роль манипулятора в данном случае можно обозначить как "Силовик". 

 

2. СГЛАЖИВАНИЕ. 

Манипулятор вынуждает объект манипуляции совершить действия засчет неискренней демонстрации своей безмерной доброты, душевности, благодарности. 

Роль манипулятора в данном случае можно обозначить как "Душка", который явно или не явно аппелирует к благородному, хорошему и доброму: «Зачем ссориться, ведь мы же так любим друг друга!», «Сделай доброе дело для хорошего человека!» , «Я такой старый, больной, изможденный, ты для меня свет в окошке». 

 

3. УКЛОНЕНИЕ. 

Манипулятор различными способами отвлекает и рассеивает внимание объекта манипуляции от главной темы, уходит от ответа и путает либо меняет направление беседы совершенно в другую сторону. 

Роль манипулятора можно обозначить как "Тактик". Тактик обманывает, отшучивается, наводит туман, вовлекает, выстраивает логические ловушки. 

Как говорит один успешный ТОП менеджер и просто хороший человек: «Нырнул с аквалангом, прикинулся шлангом». 

Пример: Применение манипулятивного приема «Альтернативные формулировки вопросов» в разговоре мужа и жены. 

 

Доктор Джордж Саймон (американский писатель, преподаватель и авторитетный психолог) идентифицировал следующие методы манипуляций:

  • Ложь;
  • Обман путем умолчания;
  • Рационализация;
  • Минимизация;
  • Избирательное невнимание / внимание;
  • Отвлечение;
  • Отговорка;
  • Скрытое / явное запугивание;
  • Ложная вина;
  • Пристыжение;
  • Осуждение жертвы;
  • Игра роли жертвы;
  • Игра роли слуги;
  • Сооблазнение;
  • Проецирование вины;
  • Симуляция невиновности;
  • Симуляция путаницы;
  • Агрессивный гнев 

 

Также, группа известных психологов выделила основные уязвимости, используемые манипуляторами:

  • Страсть к удовольствиям;
  • Склонность к получению одобрения и признания окружающих;
  • Эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
  • Нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;
  • Неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
  • Низкая уверенность в своих силах;
  • Сверхсознательность;
  • Чрезмерная интеллектуализация;
  • Эмоциональная зависимость.

 

КАК ЖЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ МАНИПУЛЯЦИЯМ?

Существует много методов и приемов в борьбе с манипуляциями, котрые можно найти в Интернете, наша же команда вывела и успешно опробовала ключевые 10 техник, которые размещены на сайте в разделе «Каталог информации». 

 

При этом, видим необходимым поделиться с вами двумя основными правилами в противостоянии манипуляциям: 

  1. Не реагировать («Сделайте шаг назад, уступите, проведите анализ, а затем действуйте, сделав два шага вперед …»).
  2. Нейтрализовать (Предполагая мотивы манипулятора, зная уязвимости, на которые он «бьет», наблюдая за его стилем и определяя методы, которыми он руководствуется вы можете технично управлять самим же манипулятором). 

 

Подводя итог, хотелось бы отметить, что манипуляция в руках профессионала может быть вполне полезным и даже необходимым инструментом, при этом не забывайте, что манипуляции разрушают отношения между людьми, и чем больше вы манипулируете, тем уязвимее становитесь сами, поэтому не заигрывайтесь! 

 

Следите за нашими публикациями, и вы будете в курсе актуальных вопросов и их решений. 

Команда «Акажемия продаж» 

15.12.2015