Что такое гибкое мышление

Гибкое мышление

Гибкостью мышления называется способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения.

 

Гибкость мышления это умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи и переходить в поведении и мышлении от явлений одного класса к другим, часто далеким по сути. 

 

Гибкость ума это способность видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять, взглянуть на проблему (задачу) под иным углом и суметь спрогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события.

 

Гибкое мышление способно к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию.

 

 

Давайте разберемся в сути этого понятия и определим почему так важно иметь гибкое мышление.

 

 

 

Гибкость – это…

  • Способность изменять собственную стратегию реагирования согласно требованиям ситуации;
  • Умение варьировать способы решения проблемы, легко переходить от одного способа решения к другому;
  • Способность выходить за границы привычного способа действия, находить новые способы действий при изменении задаваемых условий;
  • Умение перестраивать систему усвоенных знаний по мере овладения новыми знаниями и накопления опыта.

 

Преимущества гибкости:

  • Помогает быстро адаптироваться к изменениям внешней среды (с точки зрения эволюции – это главное условие выживания);
  • Способствует тому, чтобы обнаруживать различные точки зрения, тщательно исследовать ту или иную проблему;
  • Развивает способность сохранять спокойствие и трезвость мышления в разных ситуациях;
  • Дает возможность находить варианты действий в ситуациях сложности и неопределенности;
  • Дает возможность своевременно распознавать изменения обстоятельств и удачно подстраиваться под условия и требования;
  • Помогает вовремя обнаружить ошибки, увидеть возможности для усовершенствования;
  • Обеспечивает качественное сотрудничество с разными людьми и способствует установлению новых связей.

 

Гибкое мышление – это…

  • Способность задействовать разные типы мышления (аналитическое, творческое и т.д.), в зависимости от целей и потребностей ситуации;
  • Свобода от ментальных ограничений (внутренних или навязанных извне)

 

 

Индикаторы негибкого мышления:

  • Общие формулировки («все», «каждый», «всегда», «никогда», «никто» и т.д.);
  • Скрытые сравнения («так будет лучше», «как в прошлый раз»);
  • Категоричные суждения и оценки («чепуха», «это смешно»);
  • Ограничение возможностей («невозможно», «не получится»);
  • Указание необходимости «следует», «должен», «обязан»;
  • Отсутствие взаимосвязи и логики в аргументах;
  • «Чтение мыслей» других людей.

 

Выявление причин негибкости:

«Корни» ментальной негибкости могут лежать в области…

  • Ситуаций из прошлого или детства;
  • Общественных нравов и культурных особенностей;
  • Моделей поведения, которым мы были обучены на первых этапах карьерного пути;
  • Правил и ожиданий, существовавших в компании, в которой мы ранее работали;
  • Отношения к тому или иному вопросу авторитетных для нас лиц;
  • Нашего личного опыта и наблюдений

 

Психологическая защита – это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний, обусловленных внешней средой. 

 

 

Механизмы психологической защиты

 

 

Современные причины ментального «упрощения»

  • Перерождение источников информации (Интернет, примитивизация телепередач, уменьшение популярности чтения, реклама, глянцевые журналы);
  • Снижение престижа интеллекта (отсутствие необходимости держать информацию в голове);
  • Несовершенство системы образования («зубрежка» вместо дискуссий);
  • Несовершенство управления в компаниях (требования подчиняться, выполнять абсурдные решения, отсутствие права на собственное мнение);
  • Отсутствие времени на развитие в потоке задач

 

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

 

  1. Аналитическое.
  2. Синтезирующее.
  3. Творческое

 

 

 

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Аналитическое мышление – это мышление, направленное на более полное понимание ситуации при помощи разбиения ее на более мелкие части и отслеживания причинно-следственных цепочек.

 

Аналитическое мышление включает в себя…

  • Логические рассуждения;
  • Определение причин тех или иных ситуаций или проблем;
  • Прогнозирование последовательности событий по принципу «если – то»;
  • Признание нескольких возможных причин событий или нескольких последствий действий;
  • Раскладывание проблемы или ситуации на составляющие;
  • Структурирование и систематизацию частей проблемы или ситуации;
  • Проведение сравнений различных свойств или аспектов ситуации;
  • Рациональную расстановку приоритетов в порядке важности и определение очередности действий.

 

Установки, препятствующие восприятию нового:

  • Упрежденное отношение к новой информации;
  • Наличие предрассудков и предубеждений ;
  • Выборочный анализ информации (только то, что нам нравится);
  • Отрицание нежелательной информации;
  • Склонность выдавать желаемое за действительное;
  • Неспособность видеть неожиданную, непредсказуемую информацию;
  • Информационные домыслы.

 

Установки, препятствующие восприятию других:

  • Негативная настроенность против человека, с которым у нас однажды был конфликт;
  • Неприятие или непонимание индивидуальных особенностей человека;
  • Автоматическое приписывание человеку определенных качеств, в связи с его принадлежностью к определенной группе людей;
  • Суждение о конкретном человеке, основываясь на мнении о нем других людей;
  • Отношение к человеку в соответствии с эмоциями, которые он неосознанно у нас вызывает.

 

Различия, создающие трудности в восприятии других:

  • Коммуникабельность: общительный/молчаливый;
  • Темперамент: спокойный/взрывной;
  • Организованность: педантичный/хаотичный;
  • Мышление: реалист/мечтатель;
  • Ценности: отношения/результат;
  • Цели: достижения/стабильность.

 

Причины трудностей в восприятии других

 

 

Установки, препятствующие самоосознанию:

  • Иллюзорные представления о себе – своих способностях, возможностях, ограничениях, предназначении;
  • Установление самому себе соответствующих рамок и ограничений;
  • Навязанные обществом «нормы поведения»;
  • Ситуативные мнения о нас других людей;
  • Стремление всем нравиться и быть со всеми в согласии.

 

Установки в восприятии неудач

 

 

Инструменты развития аналитического мышления:

  1. Техника анализа новой ситуации.
  2. Эффективные установки в восприятии другого человека.
  3. Техника «Рефрейминг» для переосмысления собственного опыта.

 

Техника анализа новой ситуации

 

 

Нейтральное описание ситуации предусматривает…

  • Описание ситуации на уровне объективных данных и имеющихся фактов;
  • Воздержанность от домыслов и «художественных дополнений»;

 

Отсутствие эмоциональной окраски ситуации Умение увидеть ситуацию с разных точек зрения означает…

  • Способность увидеть все как позитивные, так и негативные стороны ситуации;
  • Способность «встать на место» разных участников ситуации и увидеть ситуацию их глазами;
  • Способность понять отношение и мнение других людей о ситуации, даже если оно радикально отличается от нашего собственного.

 

Переосмысление ситуации предусматривает…

  • Поиск причин ситуации и прогнозирование ее последствий;
  • Способность увидеть, как будет разворачиваться ситуация при разных вариантах событий и обстоятельств;
  • Умение предвидеть препятствия и думать заранее о следующих шагах;
  • Рассмотрение и изучение разных возможных вариантов действий.

 

Занять определенную позицию означает…

  • На основании предыдущего осмысления, определить свое отношение к сложившейся ситуации;
  • Определить свою роль в новой ситуации;
  • Определить, какое поведение и действия будут наиболее адекватными/эффективными в данной ситуации.

 

 

РАЗНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГИХ

 

 

«Я ОК – ты ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Имеет реалистичные ожидания как от себя, так и от других;
  • Испытывает уважение и позитивно относится как к себе, так и к другим людям;
  • Комфортно себя чувствует при взаимодействии с другими людьми;
  • Старается понять позицию и потребности других людей;
  • Следит за поведением других, не ставит ярлыки и не судит;
  • Решает проблемы с обоюдным выигрышем.

 

«Я ОК – ты не ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Уверен, что обладает большими правами, чем другие люди;
  • Не осознает значимости других, но уверен в собственной значимости;
  • Негативно настроен по отношению к другим;
  • Эгоцентричен, нетерпелив, склонен к доминированию;
  • Считает, что вправе судить других людей;
  • Не считается с мнением других;
  • Решает собственные проблемы за счет проигрыша других.

 

«Я не ОК – ты ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Не уверен в себе, считает, что другие люди обладают большими правами, чем он;
  • Считает, что его время и усилия менее ценны, чем время и усилия других;
  • Негативно относится к самому себе, внешне демонстрируя позитивное отношение к другим;
  • Считает, что все негативное обращение со стороны других является заслуженным;
  • Зависит от мнения других людей;
  • Чувствует себя используемым;
  • Постоянно извиняется, критикует себя;
  • Решает проблемы других за свой счет.

 

«Я не ОК – ты не ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Негативно настроен по отношению к окружающему миру в целом;
  • Считает, что ни у кого нет никаких прав, и никто ничего не может изменить в жизни;
  • Считает, что ни его усилия, ни усилия других не будут оценены по достоинству, что бы они не делали;
  • Лишен чувства смысла чего-либо, настроен на неприятности;
  • Часто испытывает неудачи, «плывет по течению»;
  • Не решает проблемы, во всем винит окружающий мир.

 

Отношение к другим людям

 

 

Техника «Рефрейминг»

 

Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную.

В частности, рефрейминг полезен в ситуации, когда нужно изменить негативное отношение к чему-либо на позитивное.

 

 

 

2. СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Синтезирующее мышление – это тип мышления, направленный на то, чтобы извлекать информацию из разных источников, объективно ее понимать и оценивать, после чего сводить ее воедино таким образом, чтобы результат имел самостоятельную ценность.

 

Синтезирующее мышление предполагает…

  • Создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов;
  • Переход от частного к целому;
  • Целенаправленный процесс объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое и целое.

 

Составляющие синтезирующего мышления:

Цель – формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза;

Отправная точка – идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу;

Выбор методов и подхода – например, один из представленных ниже видов синтеза;

Проекты и наброски – это может быть абзац статьи, набросок главы в книге, проект здания или скульптуры, удачный бизнес-план и т.п.

 

Виды синтеза

 

 

Применение синтезирующего мышления

  • Обработки существующей информации;
  • Создания нового знания на основании существующей информации.

 

Сбор информации

Информация, которая может понадобиться…

  • Все данные о предмете/ситуации (ситуация на данный момент, произошедшие изменения, проблемы и т.д.);
  • Причины/обстоятельства возникновения ситуации;
  • Возможные последствия ситуации, ее преимущества или недостатки (разные данные и показатели, подтверждающие это);
  • Видение будущего, перспективы, прогнозы;
  • Мнения разных людей;
  • Цели и намерения разных людей относительно ситуации и т.п.

 

Способы сортировки информации

 

 

Принципы создания нового

  • Путем различных комбинаций одного и того же материала может быть получен разный результат;
  • Целое может быть получено не только из однородных фрагментов информации, но даже из того, что, на первый взгляд, не сочетается и даже противоречит;
  • Суть синтеза – в нахождении общих признаков и свойств фрагментов, и подаче их в виде структуры или системы.

 

 

3. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Творческое мышление – тип мышления, направленный на создание новых идей, концепций и решения проблем на основании интуитивных образов, ощущения и понимания ситуации, не опираясь на аналитические средства.

Посредством творческого мышления человек часто может решить такие задачи, которые невозможно решить с помощью аналитического мышления.

 

Характерной особенностью творческого мышления является «инсайт» – ощущение «мгновенного озарения», внезапного нахождения решения той или иной проблемы.

На самом деле, «инсайту» всегда предшествует интенсивная мыслительная деятельность, осуществляемая подсознательно. Несмотря на то, что интуитивное решение проблемы может быть растянутым во времени, оно осознается как мгновенный акт – в после сознания «прорывается» результат решения, а мыслительный процесс остается вне сознания.

 

Что такое креативность?

Креативность – это…

  • Способность к созданию принципиально новых идей и неизвестных ранее форм;
  • Отклонение от традиционных или принятых схем мышления;
  • Способность достигать цели, находить выход ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом;
  • Нетривиальное и остроумное решение проблемы.

 

Уровни творческого мышления

 

 

Два пути к креативности

  1. «Врожденная креативность» – способность к творчеству проявляется в раннем возрасте.
  2. «Эмпирическая креативность» – человек получает способность генерировать идеи, только накопив «критическую массу» опыта в данной области.

 

Факторы, от которых зависит степень выраженности творческого мышления у человека

  • Прошлый опыт человека, его знания, умения и навыки;
  • Индивидуальные особенности – одни люди склонны действовать в основном исходя из логики и фактов, другие очень часто полагаются только на интуицию;
  • Психологическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании творческих решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность угнетают творчество;
  • Внешние факторы - например, условия, в которых он живет или работает.

 

Качества креативных людей

 

 

 

Ассоциативные навыки

  • Ассоциативные навыки – это умение видеть связь между, казалось бы, никак не связанными между собой явлениями;
  • Человеческий мозг сохраняет каждое новое знание не по отдельности, а в ассоциации с уже известной информацией. Чем шире опыт и знания человека, тем больше взаимосвязей может установить его мозг;
  • Свежие впечатления рождают ассоциации, а ассоциации – мысли;
  • Ассоциативные навыки – как «мышца», разрабатывается тем сильнее, чем чаще используется.

 

Умение задавать вопросы

  • Типичные вопросы креативных людей: «почему?», «почему нет?» и «что, если…?» вместо обычных «что?» и «как?»;
  • Креативность стимулируют не столько верные ответы, сколько сами вопросы;
  • Для креативных людей типично периодически ставить под вопрос, казалось бы, бесспорные вещи.

 

Наблюдательность

  • Нестандартные решения приходят в ходе наблюдения – например, за тем, как работают люди, как покупатель использует продукт и т.п.;
  • Новаторы выискивают в первую очередь то, что не бросается в глаза большинству людей.

 

Экспериментаторство

  • Экспериментаторство – процесс непрерывного тестирования и апробации новых идей – своих или чужих;
  • Экспериментаторы сами создают неординарные ситуации, чтобы вызвать неожиданные реакции и посмотреть, что из этого получится;
  • Экспериментары относятся к ошибкам как к неотъемлемому условию создания нового.

 

Общительность

  • Общение как способ «собрать материал» – получить новые знания, погрузиться в ситуацию другого человека, почувствовать его опыт;
  • Общение как обмен мыслями, идеями, гипотезами;
  • Общение как способ заинтересовать и привлечь сторонников к своей идее.

 

Техники развития креативности

  • Понаблюдайте за работой людей, которые являются прямыми потребителями ваших результатов. Подумайте, что можно изменить в вашей работе, чтобы облегчить дальнейший процесс;
  • Ежедневно выделяйте себе время, чтобы задать себе 10 вопросов относительно области/задачи, в которой вы сейчас работаете. Вопросы должны начинаться на «почему?», «почему не?» и «что, если?»

 

Приемы генерирования идей

«Случайный выбор». Возьмите словарь и выберите несколько случайных слов. Попробуйте объединить их всех под одной идеей;

«Другое пространство». Представьте, как бы вашу задачу решили в других «пространствах» (в китайском ресторане, в библиотеке, на рынке…);

«Противоположности». Исходите из того, что многие новые идеи – это противоположность старым (например, стационарные и мобильные телефоны);

«Взрыв». Возьмите одну идею и развивайте ее до тех пор, пока не выйдете за ее пределы;

«От обратного». Измените направление мысли на противоположное (например, если вам нужно придумать, как повысить моральный климат в отделе, подумайте над тем, как его ухудшить);

«Собрать и разобрать». Разберите ситуацию или объект на несколько существенных характеристик и замените некоторые из них, после чего нужно «собрать» картинку обратно и посмотреть, что получится на выходе.

 

Рекомендации по развитию продуктивных типов мышления

 

 

Гибкий человек должен уметь…

  • Отделять свои желания от навязанных условностей;
  • Объективно и с пониманием относиться к другим людям;
  • Видеть ситуацию из разных сторон;
  • Принимать вещи, которые он не в силах изменить;
  • Находить общий язык с разными людьми;
  • Свободно выражать свои чувства;
  • Качественно оценивать свои возможности;
  • Соотносить усилия с требуемым результатом;
  • Добиваться своего, не ущемляя прав другиХ;
  • Быть открытым к изменениям;
  • Находить место в жизни для всего, что является ценным.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

По материалам тренингов консалтинговой группы «Четвертое измерение».

Команда «Академия продаж»

15.08.2016

 

На главную: