Что такое медиация

Что такое медиация?

Для любого человека сложно долгое время находиться в конфликтной ситуации. Неразрешенный, мучительный и сложный конфликт сильно снижает работоспособность и ухудшает самочувствие. 

 

Задача медиации состоит в том, чтобы наладить диалог между сторонами, перейти от прошлого к будущему, от обвинений к желаниям. И таким образом разрешить спор и достичь договоренностей. 

 

Медиация – это метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию так, чтобы стороны сами смогли выбрать оптимальный вариант решения, удовлетворяющий интересы всех участников конфликта.

 

В отличии от формального судебного или арбитражного процесса, во время медиации стороны достигают согласия сами, медиатор не принимает решения за них (как коуч, в определенном смысле), он лишь способствует (фасилитирует) увеличению «Пирога возможностей» между сторонами и через диалог, помогает сторонам справедливо его поделить. 

 

 

Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Издревле медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и политических споров. 

Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг».

 

Подобные методы разрешения споров использовалось в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга.

 

В наши дни медиация становится альтернативным (внесудебным) методом разрешения споров и уже стала одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов в странах Европейского Союза, Австралии и США.

В Украине же медиация на законодательном уровне пока не регламентирована, при этом интерес общества и необходимость в применении медиации на практике однозначно растут.

 

 

Медиацией занимаются специалисты, которые прошли соответствующее обучение и имеют практику разрешения конфликтов. Их называют медиаторами.

 

 

РОЛЬ МЕДИАЦИИ

 

Сферы применения медиации:

  • В коммерческих спорах;
  • Внешние и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные и политические конфликты.

 

Медиация возможна, когда:

  1. На ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях).
  2. Спор или конфликт с другим лицом, который необходимо разрешить быстро и эффективно, и при этом желательно сохранить партнерские отношения (после развода, в бизнесе и т.д.).
  3. Стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны.
  4. Спор находится в стадии передачи материалов в суд, но Вы сомневаетесь, что получите желаемый результат.
  5. Спор уже рассматривается в суде, но Вы не довольны тем, как проходит процесс, и ищете альтернативные способы разрешения спора.

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ

 

1. Экономия времени и денег.

Сторонам медиации не нужно тратить деньги на судебные издержки (которые могут составлять значительную сумму), переезды, привлечение специалистов (для оценки, осуществления экспертиз, стоимость которых в отдельных случаях может быть больше суммы иска), оплату услуг адвокатов.

Расходы сторон медиации ограничиваются выплатой вознаграждения медиатора, размер которого определяется по согласованию сторон и медиатора и фиксируется в соглашении о применении медиации.

Многие споры, которые в судах рассматриваются годами, можно разрешить в медиации за несколько сессий.

Одна медиативная сессия в среднем длится 2,5 – 3 часа.

 

2. Приватность (конфиденциальность).

Вся информация, относящаяся к медиации, является конфиденциальной и не может быть разглашена без согласия стороны, ее предоставившей.

Стороны и медиатор не вправе ссылаться на такую информацию в ходе судебного заседания, а также разглашать ее каким-либо иным образом. Тем самым, стороны избегают нежелательной огласки конфликта, его деталей и условий его разрешения.

Ограничениями конфиденциальности медиации является информация о заключении соглашения о применении медиации, о прекращении медиации, а также сведения о готовящихся и (или) совершённых преступлениях, угрожающих жизни и здоровью граждан.

 

3. Выигрышное решение для обоих сторон.

Конфликт не начинается «на ровном месте». За многими конфликтами часто стоят прошлые обиды, невысказанные претензии, невыясненные вопросы.

За позициями, которые отстаивают стороны конфликта, всегда скрыты их реальные интересы. Позиции – это «симптомы», а интересы – причина конфликта.

Медиатор направляет переговоры сторон таким образом, чтобы стороны поняли свои интересы и интересы друг друга, и осознали, что именно необходимо сделать для того, чтобы конфликт был справедливо разрешен.

Благодаря этому достигается такой вариант соглашения, который учитывает истинные интересы конфликтующих сторон, эффективно разрешая конфликт и сводя к минимуму риск его повторения.

 

4. Сохранение деловых отношений.

Обращение в суд всегда обостряет конфликт, разрушая отношения между сторонами. После судебного решения, где есть «выигравшая» и «проигравшая» стороны, о хороших отношениях можно забыть.

Медиация превращает стороны из конфликтующих в «сотрудничающих» по работе над общей целью – поиску взаимовыгодного («выигрыш – выигрыш») варианта разрешения конфликта.

Возможность сторон говорить о том, что важно именно для них, позволяет сторонам услышать и понять мнения, желания и опасения друг друга. В результате, стороны в большинстве случаев выходят из медиации с вновь обретенным уважением и пониманием друг к другу.

 

Именно этим объясняется тот факт, что многие крупнейшие компании (Samsung, Motorola, Verizon, Apple, McDonalds и другие) используют медиацию для разрешения конфликтов как с потребителями, так и с деловыми партнерами.

 

5. Неформальность процесса.

Стороны медиации не ограничены ни предметом спора, ни изначально заявленными позициями. Единственным ограничением в медиации является желание и готовность сторон обсуждать те или иные аспекты конфликта.

В медиации нет необходимости пытаться «уместить» варианты разрешения конфликта в рамки изначальных требований. Благодаря этому возможно достижение творческих, нестандартных решений, подходящих к данному конкретному случаю.

Стороны могут обсуждать варианты выхода из конфликта до тех пор, пока не найдут путь, максимально соответствующий их интересам. Именно такой вариант, при согласии на это сторон, и ложится в основу медиативного соглашения.

 

 

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

 

Добровольное участие сторон. Стороны принимают участие в медиации добровольно – во время принятия решения о медиации, в процессе ее проведения, принятия соглашения и исполнения решений. Самоопределение – фундаментальный принцип медиации. Он требует, чтобы процесс медиации основывался на способности сторон достигнуть добровольного, взаимоприемлемого решения.

 

Конфиденциальность. Все, что происходит вовремя медиации, носит конфиденциальный характер. Медиатор не имеет права раскрывать другой стороне или постороннему лицу информацию, полученную от стороны в ходе частной встречи, без согласия на то стороны, которая предоставила такую информацию. Конфиденциальность является обязательным условием соглашения о проведении медиации, которое подписывают все участники медиации.

 

Безпристрастность медиатора. Мнение каждой из сторон медиации в одинаковой степени важно для медиатора. Медиатор не имеет права высказывать личное мнение по поводу сути конфликта. Концепция беспристрастности медиатора – центральная в процессе медиации.

 

Правомочность сторон. Медиация может быть прервана или остановлена в любое время по инициативе любого из участников медиации. Каждая сторона самостоятельно определяет состав участников (юристы, родственники, полномочные представители и другие). Наконец, стороны сами решают, при каких обстоятельствах они будут принимать соглашение или прерывать медиацию.

 

Гибкость процедуры. Из-за того, что стороны спора должны согласиться со всеми договоренностями, достигнутыми в результате медиации, они сохраняют контроль над процессом. Решение принимается сторонами добровольно, без давления со стороны медиатора. Стороны имеют право отказаться от любых предложенных решений и обратиться к другим способам разрешения спора.  

 

 

В заключение отметим, что медиация становится своеобразным последующим шагом в эволюции права современного общества, который дает наиболее совершенный инструмент урегулирования споров и конфликтов, значение которого трудно переоценить.

 

Развитие института медиации должно стать одной из важных мер децентрализации государственной власти (на законодательном уровне), что даст возможность людям выбирать другие не судебные методы для решения споров, при сохранении судебной системы как основного механизма разрешения споров в обществе.

 

Кроме того, внедрение медиации в коммерческие организации должно стать одной из стратегий развития малого и среднего бизнеса в Украине.

 

Обращайтесь в центр «Академия продаж» и мы организуем эффективную медиацию для разрешения спорных ситуаций.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

По материалам «Центра медиации и права», «Украинского центра медиации».

В публикации был использован законопроект «О медиации» №2480 от 27.03.2015.

 

Команда «Академия Продаж»

19.02.2016

 

На главную: 
Аватар пользователя Andry
Добрый день. Я даже и не слышал о таком направлении, а это очень и очень интересная тема! Спасибо, буду исследовать тему и изучать дисциплину ))