Умение слушать

Умение слушать

Развитый навык слушания предполагает, что ты усвоил то, что говорили или хотели сказать другие, позволяешь другим комфортно высказаться.

 

Большинство людей знакомы с правилами хорошего слушания: не перебивать, уметь перефразировать, стараться понять смысл, не быть нетерпимым к взглядам других.

 

Проблема состоит в том, что мы все хорошо слушаем, только если захотим, или обстоятельства вынуждают нас это делать. Большинству из нас следует научиться слушать, даже когда не хочется.

 

Помни, что слушать – не значит соглашаться с тем, что говорят. Слушать – значит слышать.

 

 

 


 

РАЗВИТО:

  • Внимательный и активный слушатель
  • Терпеливо выслушивает говорящего до конца
  • Способен правильно сформулировать точку зрения другого человека, даже если с ней не согласен

 


 

НЕ РАЗВИТО:

  • Не умеет слушать
  • Прерывает других людей и заканчивает фразы за них, если они колеблются
  • Перебивает собеседника, чтобы высказаться или предложить решение
  • Неэффективно обучается, взаимодействуя с другими людьми
  • Имеет рассеянный вид или слишком занят обдумыванием своего ответа
  • Часто не понимает, что хочет сказать собеседник
  • Кажется высокомерным, нетерпеливым или незаинтересованным
  • Слушает одних людей (группы) и не слушает других
  • Недостаточно аккуратно передает рассказ других

 


 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ:

  • Ты высокомерен
  • Ты обидчив
  • Ты равнодушен
  • Не ценишь других
  • Нетерпелив
  • Безразличен
  • Слушаешь выборочно
  • Слишком занят

 


 

ЗАМЕСТИТЕЛИ:

3. Доступность

12. Управление конфликтами

23. Справедливость по отношению к подчиненным

36. Мотивация других

60. Создание эффективных команд

 


 

ЧРЕЗМЕРНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • Слишком много времени проводит, слушая
  • Может избегать необходимых действий
  • Другие могут принять умение слушать за согласие

 


 

КОМПЕНСАТОРЫ:

1. Ориентация на действие

9. Умение управлять

12. Управление конфликтами

17. Качество принимаемых решений

37. Ведение переговоров

38. Организационная гибкость

50. Определение приоритетов

57. Работа в одиночку

 


 

70% НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

1. ХОЧЕШЬ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ В УМЕНИИ СЛУШАТЬ ДРУГИХ? ВЫДЕЛИ СНАЧАЛА ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ.

Существует три типа проблем с умением слушать:

  • Во-первых, ты можешь не знать, как правильно слушать, но это маловероятно.
  • Во-вторых, ты можешь знать, как слушать, но никогда не применять этих знаний. Это уже более вероятно.
  • В-третьих, ты можешь хорошо слушать одних людей, нейтрально – других и совсем не слушать третьих. Это наиболее вероятная проблема. Давай проверим: слушаешь ли ты своего начальника? Маму? Своих детей? Лучшего друга? Преподавателя? Супруга/ супругу? Сослуживца, которого ты встретил вне работы? Кто-нибудь когда-нибудь делал тебе комплименты как хорошему слушателю или благодарил тебя за это? Если ответ на часть этих вопросов отрицательный, у тебя проблемы с выборочным слушанием. Ты знаешь, как слушать, но «включаешь» и «выключаешь» этот навык.

 

2. ТЕБЯ ВОСПРИНИМАЮТ КАК ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ НЕИНТЕРЕСНО СЛУШАТЬ ДРУГИХ? КОНЦЕНТРИРУЙСЯ НА ОСНОВНЫХ МОМЕНТАХ.

Как показать, что ты слушаешь? Несколько простых советов: держи рот закрытым; когда твой рот открывается, уши автоматически закрываются. Смотри в глаза собеседнику. Веди заметки. Не хмурься и не ерзай. Как показать, что ты понял, о чем речь? Повтори то, что тебе сказали, перефразируя, – к удовольствию собеседника. Как показать, что ты согласился или не согласился с тем, что тебе сказали? Просто скажи об этом (в случае несогласия по возможности тактично) и приведи причины.

 

3. НЕ ДАЕШЬ ДРУГИМ СКАЗАТЬ? БУДЬ ТЕРПЕЛИВ.

Агрессивные слушатели. Не перебивай собеседника, пока он не закончит. Не предлагай своих вариантов, когда собеседник делает паузу или мнется. Не заканчивай фразу за собеседника. Не мешай развитию рассказа, говоря «Да, я это знаю», «Понимаю, к чему вы клоните». «Это я уже слышал». Если у тебя действительно нет времени, ты можешь сказать: «Возможно, вы хотите сказать следующее» или «Давайте я попробую вкратце это сформулировать, чтобы сэкономить время». Наконец, в начале обсуждения не следует предлагать много решений, ответов или заявлений, так как это расхолаживает многих людей: ты как будто говоришь им, что уже все

 

4. СЛОЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЕ ГОВОРЯТ? ЗАДАВАЙ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ.

Вопросы. Хорошие слушатели задают много вопросов, помогающих им все понять. Зондирующие вопросы, уточняющие вопросы, подтверждающие вопросы («вы хотели сказать, что..»). Возьми за правило задавать на один вопрос больше, чем ты делаешь сейчас. Задавай вопросы, пока твой собеседник не поймет, что ты действительно его понял.

 

5. СЛУШАЕШЬ НЕ ВСЕХ? ИЗБЕГАЙ ВЫБОРОЧНОГО СЛУШАНИЯ.

Выборочное слушание. Кого ты слушаешь и кого не слушаешь? Какие факторы на это влияют – уровень, возраст, квалификация, интеллект, сходство с тобой, пол, субординация (слушаешь начальника, но не подчиненных), ситуация, место, твои потребности, время, раса, нужные/ ненужные люди, люди, которым есть что предложить (или нечего предложить)? Заставь себя слушать тех, кого ты обычно не слушаешь. Слушай, чтобы понять смысл и отделяй смысл от человека. Старайся получить что-нибудь ценное от каждого собеседника.

 

6. НУЖНА СТРУКТУРА? УПРАВЛЯЙ ТЕЧЕНИЕМ РАЗГОВОРА.

Умение слушатьтех, кто требует много времени. С теми, на кого у тебя нет времени, стань учителем. Постарайся научить их строить свои сообщения более удовлетворительно. Прерывай их, чтобы резюмировать сказанное. Попроси их быть короче в следующий раз. Попроси выдавать больше/ меньше информации. Структурируй беседу, помогая им организовать ее по пунктам и прекратить беспорядочное изложение. Хорошие слушатели не показывают плохим рассказчикам, что они не слушают или не заинтересованы. Никому не показывай, как ты к ним относишься. Веди себя нейтрально, кивай, спрашивай, помогай.

 

7. КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НЕПРИЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? НЕ ПЕРЕСТАВАЙ СЛУШАТЬ, КОГДА РЕЧЬ ПРИНИМАЕТ НЕПРИЯТНЫЙ ОБОРОТ.

Умение слушать в трудных ситуациях. Что, если тебя критикуют или атакуют? Что, если твой собеседник не прав? Правила слушания остаются теми же. Получая негативную обратную связь, старайся остаться спокойными, – практикуйся в этом. Измени свое мышление. Когда ты получаешь обратную связь, твоя единственная цель – понять смысл высказывания, а не принять или отвергнуть точку зрения собеседника. Используй «вербальное айкидо», древнее искусство впитывать энергию своего оппонента, используя ее для того, чтобы справиться с ним. Дай оппоненту «выпустить пар», но сам не реагируй сразу. Слушай, кивай, задавай проясняющие вопросы, но не «давай сдачи» и не выноси суждений. Пусть говорит, пока не устанет. Отдели человека от его слов. Прочти рекомендацию №4 в разделе №108 «Обидчивость» относительно реакции на несправедливые нападки. Нужна помощь? – См. №12 «Управление конфликтами»..

 

8. ПОСЫЛАЕШЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ? ОТРАБАТЫВАЙ НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Работа над невербальным поведением. Большинство людей, не слушающих своего собеседника, бессознательно показывают ему это с помощью одного или нескольких невербальных сигналов, таких как: слегка нахмуренный лоб, отсутствующий взгляд, ерзанье на стуле, постукивание карандашом или пальцами, прерывание собеседника и выражение лица, без слов говорящее «я занят». Окружающие тебя люди знают, какие сигналы ты используешь. А ты сам знаешь? Спроси своего знакомого, которому ты доверяешь, что именно ты делаешь, когда не слушаешь собеседника, и постарайся избавиться от этих вредных привычек.

 

10. НУЖНО ПЕРЕХВАТИТЬ ИНИЦИАТИВУ?УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ БЕСЕДОЙ, КОГДА ДРУГИЕ...

  1. Они неорганизованны. Прерывай их, чтобы кратко резюмировать сказанное и держать обсуждение под контролем. Вообще прерывать собеседника не рекомендуется, но здесь это необходимо.
  2. Они хотят просто поболтать. Задавай вопросы, чтобы сфокусировать их внимание и не отвечай на реплики, не относящиеся к делу.
  3. Они хотят просто переложить на тебя свои проблемы. Исходи из того, что эти люди ищут понимания. Резюмируй то, что они тебе рассказали, но не давай советов.
  4. Они хронические «жалобщики». Попроси их записать проблемы и возможные способы решения и потом обсуди это с ними. Такой прием снизит количество их жалоб и, возможно, отвлечет внимание.
  5. Они любят жаловаться на других. Спроси, говорили ли они с тем человеком, на которого жалуются. Посоветуй им это сделать. Если эта тактика не сработает, резюмируй их жалобу, но не выражай согласия или несогласия с ней.

 


 

20% ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

9. СУДИ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СЛУШАТЬ? СЛУШАЙ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ НЕ НРАВЯТСЯ.

Что в таких людях другие находят хорошего или кто хорошо с ними взаимодействует? Каковы их сильные стороны? Есть ли у тебя с ними общие интересы? Говори меньше и задавай много вопросов, чтобы дать этим людям возможность раскрыться. Не осуждай их мотивов и намерений - это ты всегда успеешь сделать.

 


 

10% РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • Communicating effectively. Arredondo, L. (2000). New York: McGraw-Hill.
  • Listen up: At home, at work, in relationships: How to harness the power of effective Умение слушать. Barker, L., & Watson, K. (2001). Irvine, CA: Griffin Trade.
  • Are you really Умение слушать? Keys to successful communication. Donoghue, P. J., & Siegel, M. E. (2005). Notre Dame, IN: Sorin Books.
  • The Умение слушать leader: Powerful new strategies for becoming an influential communicator. Harris, R. M. (2006). Westport, CT: Praeger.
  • Active Умение слушать: Improve your ability to listen and lead. Hoppe, M. H. (2007). Greensboro, NC: Center for Creative Leadership.
  • Communicating effectively (9th ed.). Hybels, S„ & Weaver, R. L. (2008). New York: McGraw-Hill.
  • Smart questions: The essential strategy for successful managers. Leeds, D. (2000). New York: Berkley Trade.
  • Жизнь на полной мощности. Управление энергией - ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью. Лоэр, Й„ и Шварц, Т. (2010). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
  • Communicating in groups and teams: Sharing leadership (4th ed.). Lumsden, G„ & Lumsden, D. L. (2003). New York: Wadsworth Publishing Company.
  • The lost art of Умение слушать (2nd ed.). Nichols, M. P. (2009). New York: The Guilford Press.
  • Умение слушать leaders: The ten golden rules to listen, lead, and succeed. Steil, L. K„ & Bommelje, R. K. (2004). Edina, MN: Beaver's Pond Press.

 


 

Вернуться на главную "ПЛАНЕТА САМОРАЗВИТИЯ"

 

На главную: