Умение управлять

Умение управлять

Выполнение функций руководителя делает тебя более заметным и открытым для критики.

 

Самую высокую температуру имеет носовая часть ракеты. Роль руководителя привлекательна и позволяет командовать.

 

Осуществление руководства в сложных или кризисных условиях подразумевает совместные целенаправленные действия.

 

Ты должен помнить о целях, направлять общие действия, преодолевать неизбежное напряжение, управлять своими эмоциями, быть образцом для подражания, занимать твердую позицию и заставить других поверить в свою правоту.

 


 

РАЗВИТО:

  • Наслаждается руководством
  • При необходимости принимает непопулярные решения
  • Поощряет прямое и жесткое обсуждение, но не боится прервать его и двигаться дальше
  • К нему обращаются за указаниями в кризисных ситуациях
  • Не пасует перед неприятностями
  • Считает, что сложные проблемы только прибавляют энергии

 


 

НЕ РАЗВИТО:

  • Предпочитает подчиняться, а не руководить
  • Может избегать конфликтных и кризисных ситуаций, не хочет нести ответственность и решать проблемы, не может занять твердую позицию
  • Может быть нетороплив и спокоен
  • Слишком волнуется из-за того, что могут сказать или подумать окружающие
  • Может излишне стремиться понравиться, всегда быть правым, избегать критику
  • Может быть застенчив или недостаточно настойчив
  • Может терять самообладание в напряженной ситуации
  • Может не реагировать на срочность

 


 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ:

  • Стремление избежать кризисных ситуаций
  • Неумение осознавать общую цель
  • Неумение занять твердую позицию
  • Нежелание брать на себя ответственность за руководство
  • Боязнь критики/неудачи
  • Необходимость убеждать других
  • Потеря самообладания под давлением
  • Отсутствие авторитета лидера
  • Застенчивость

 


 

ЗАМЕСТИТЕЛИ:

1. Ориентация на результат

5. Деловая проницательность

12. Управление конфликтами

20. Способность направлять других

35. Руководство работой и критерии ее оценки

36. Мотивация других

37. Ведение переговоров

57. Работа в одиночку

65. Управление видением и целью

 


 

ЧРЕЗМЕРНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • Не умеет работать в команде
  • Может нетерпимо относиться к манере работы
  • Может стремиться к сильному лидерству даже в тех случаях, когда коллективная работа принесла бы такие же или лучшие результаты
  • Может не развивать других лидеров
  • Может быть противоречивым и вызывать противодействие

 


 

КОМПЕНСАТОРЫ:

3. Доступность

19. Развитие подчиненных

33. Умение слушать

36. Мотивация других

38. Организационная гибкость

47. Планирование

52. Управление процессами

60. Создание эффективных команд

 


 

70% НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

1. ТЫ ДЕРЖИШЬ УДАР? МУЖЕСТВЕННО ВСТРЕЧАЙ КРИТИКУ.

Руководить – более рискованно, чем подчиняться. Выполнение функций руководителя приносит большое личное удовлетворение, но заставляет тебя постоянно быть на виду. Вспомни, как живут политические лидеры, и какому внимательному изучению они подвергаются. Руководители должны обладать внутренней стойкостью. Ты уверен в себе? Прежде всего им приходится убеждать себя в том, что они идут верным путем. Умеешь ли ты доказывать свою правоту критически настроенной или безразличной аудитории? Им приходится подвергаться нападкам критиков. Способен ли ты выдерживать такое напряжение? Всегда найдутся люди, которые скажут, что нужно было действовать иначе. Прислушивайся к ним, но относись к их словам скептически. Даже прекрасные руководители порой ошибаются. Они несут персональную ответственность за ошибки и идут вперед, совершая другие ошибки. Не позволяй критике мешать тебе руководить. Создай себе предохранительный щит. Проводи анализ сразу после завершения основных этапов. Этим ты покажешь всем, что готов постоянно совершенствоваться, независимо от качества конечного результата.

 

2. СТОЛКНУЛСЯ С ТРУДНОЙ ЗАДАЧЕЙ?ПРИГОТОВЬСЯ ЗАНЯТЬ ЖЕСТКУЮ ПОЗИЦИЮ.

Против твердой позиции. Один из жизненных парадоксов заключается в том, что, занимая твердую позицию, ты должен быть полностью уверен в том, что говоришь, и готов покорно признать свою неправоту. Это один из парадоксов жизни. Готовясь руководить решением сложной проблемы, определи свою позицию, мысленно задавая себе вопросы, пока не сможешь определить ее в нескольких предложениях и объяснить, почему ты ее придерживаешься. Определи, в каком направлении действовать. Как другие добиваются победы? Люди не объединяются вокруг того, кто руководствуется неясными приоритетами или ставит перед ними неясные цели. Обратись к окружающим за советом и обсуди с ними суть проблемы и варианты ее решения. Выбери один из вариантов, логически его обоснуй, а затем выполняй, пока не придешь к выводу, что он неверный. Затем повтори все сначала.

 

3. ТЕБЕ НУЖНО ПОБЕДИТЬ ПРОТИВНИКА?ДЕЛИСЬ ЛИДЕРСТВОМ.

Передача лидерских качеств. Одним понравится то, что ты говоришь, и они готовы будут тебе подчиняться, а другие будут тебе противодействовать или даже преуменьшать серьезность ситуации. Некоторые будут срывать выполнение работы. Для того, чтобы передать лидерские качества, объяви о награде, но не говори, как ее получить. Рассказывай о результатах, целях и задачах, не объясняя, как их решить. Отрицательная реакция становится положительной, если ты извлекаешь из нее уроки. Позволь своим подчиненным самостоятельно заполнять пробелы, задавать вопросы и не соглашаться с тобою, и будь терпеливым. Дай другим возможность не уронить достоинства; уступай в мелочах, стимулируй критические высказывания. Помоги им самостоятельно понять, как победить. Работая с коллективом, придерживайся фактов и сути проблемы; избегай личных конфликтов. Нужна помощь? – См. №12 «Управление конфликтами».

 

4. ТЫ СЛИШКОМ ЭМОЦИОНАЛЕН? СОХРАНЯЙ ХЛАДНОКРОВИЕ.

Управляй своими эмоциональными реакциями. Иногда они заставляют окружающих думать, что ты плохо справляешься с трудными ситуациями. Какие это эмоциональные реакции? Проявляешь ли ты раздражение и реагируешь ли невербально, то есть повышаешь голос или барабанишь пальцами? Учись распознавать их по первым признакам и замени более нейтральными реакциями. Если ты намерен против чего-то возразить, задай вопрос, а не трать время на споры. Или попроси собеседника более подробно объяснить свою точку зрения. Нужна помощь? – См. №107 «Отсутствие самообладания»..

 

5. ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОШИБКИ? ВЫРАБОТАЙ ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ/ КРИТИКЕ.

В конце концов, большинство нововведений, предложений и попыток внести изменения терпят неудачу. Все стоящие начинания требуют повторных усилий. Всегда что-то можно было сделать лучше. Исследования показывают, что преуспевающие руководители наделали больше ошибок, чем люди, которые их рекомендовали на вышестоящие должности. Руководители поднимались по служебной лестнице, потому что имели мужество принимать решения, а не потому что всегда были правы. Результаты некоторых исследований показывают, что только 65% решений преуспевающих руководителей оказываются правильными. Занеси ошибки, неудачи в свой «рацион». Ведь для сбалансированного питания каждому приходится есть не только деликатесы.

 

7. ДОСТАТОЧНО НАСЛУШАЛСЯ? ПРОВЕДИТЕ ЧЕРТУ.

Разрыв контакта. Если все принятые тобою меры оказались безуспешными, ты можешь отвести оппонента в сторону и сказать ему: «Я слушал все ваши возражения и старался их понять, но поезд следует дальше. Вы поедете или сойдете?» Всегда придерживайся правил разрешения конфликтов: будь беспристрастен; занимайся проблемой, а неличными отношениями; попробуй еще раз доказать свою правоту; прими возражения к сведению, но не иди на уступки; сейчас не время для переговоров; дай оппоненту день на размышления. В худшем случае, когда оппонент является твоим непосредственным подчиненным, ты можешь попросить его уйти из коллектива (См. №13 «Отношения с подчиненными»). Если же оппонент занимает равное с тобой положение или является твоим коллегой, сообщи начальнику, что ты не смог с ним договориться, и намерен действовать дальше без его помощи.

 

8. ЗАСТИГНУТ ВРАСПЛОХ? ПРИГОТОВЬСЯ К КРИЗИСУ.

Руководство в кризисных ситуациях. Исследования показывают, что исполнители ценят указания руководителя в кризисных ситуациях. Они хотят быть уверены, что штурвал находится в твердых руках. В период кризиса время работает против тебя. Собери все имеющиеся данные. Составь перечень данных, которые можно собрать 8 короткий срок. Собери их. Изучив собранные неполные данные, попроси подчиненных высказать свои предложения и соображения. Затем переходи к действиям. Продумай все худшие последствия и выдели сотрудника или группу сотрудников, которые будут к ним готовиться. Затем быстро пропусти принятое решение через контур обратной связи. Вноси коррективы по ходу дела. И общайся, общайся, общайся.

 

9. ПОТЕРЯЛ ЖЕЛАНИЕ РУКОВОДИТЬ? ПОПРОБУЙ РУКОВОДИТЬ НЕ НА РАБОТЕ.

Не чувствуешь желания руководить? Попробуй начать с малого. Выполняй руководящие роли и задания вне работы. Стань лидером в компании своих друзей, школе, районе. Согласись возглавить специальную группу. Организуй общество взаимопомощи. Прими участие в кампании благотворительной организации. Организуй любительскую спортивную команду

 

10. НА ТЕБЯ НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ? ПОВЫСЬ СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ, КАК ЛИДЕРА.

Поведение руководителя. Быть руководителем – значит вести себя соответствующим образом. Ты должен выглядеть и говорить как руководитель. Сильный голос. Зрительный контакт. Энергичность, уверенность в себе. Многие аспекты поведения руководителя связаны с волевыми навыками. Умение подать себя – это новая технология. Ты можешь прочесть несколько книг и принять участие в ряде семинаров. Выбирай семинары, на которых проводится видеозапись выступлений участников. Вступи в специализированный клуб, чтобы спокойно пройти курс теоретической и практической подготовки. Обращай внимание на мелочи. Например, выглядишь ли ты как руководитель? Какого цвета одежду ты носишь? Одеваешься ли ты соответствующим образом? Правильно ли ты выбрал очки? Правильно ли обставлен твой кабинет? Производишь ли ты впечатление компетентного человека? Жалуешься ли ты или решаешь проблемы? Если бы я впервые увидел тебя среди десятка других людей, смог бы я распознать в тебе руководителя?

 


 

20% ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

6. ТЕБЕ ПОПАЛИСЬ СИЛЬНЫЕ СОПЕРНИКИ?ПРАКТИКУЙ ПРАВИЛА БОЯ ОДИН-НА-ОДИН.

Быть руководителем – значит противоборствовать один на один. Тебе нужно одно, а ему/ей – другое. В подобной ситуации старайся придерживаться фактов. Ты не всегда будешь одерживать верх. Сохраняй объективность. Давай оппоненту полностью высказаться. Задавай много вопросов. Иногда оппонент сам приходит к твоей точке зрения, если ты даешь ему высказаться. Всегда слушай, чтобы понять, а потом уже принимай решение. Заново формулируй его высказывания, пока он не скажет, что это правильно. Найди то, с чем можно согласиться, даже если это мелочь. Доказывай несостоятельность его утверждений, начав с того из них, по которому ты располагаешь наиболее обьективной информацией, а затем переходи к следующим. У тебя всегда останутся неразрешенные вопросы. Запиши их и передай копию своему оппоненту. Постарайся, чтобы этот список был как можно короче. Затем решай, намерен ли ты использовать административные методы. Повремени и собери дополнительные данные. Используй в качестве «третейского судьи» вышестоящего руководителя. Нужна помощь? – См. № 12 «Управление конфликтами».

 


 

10% РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • Crisis communication: Lessons from 9/11. Argenti, P. (2002). Harvard Business Review 80(12), 103-109.
  • The leader's window: Mastering the four styles of leadership to build high-performing teams. Beck, J. D. W. (2001). Palo Alto, CA: Davies-Black Publishing.
  • The leadership secrets of the U.S. Navy SEALS: Battle-tested strategies for creating successful organizations and inspiring extraordinary results. Cannon, J., & Cannon, J. (2003). New York: McGraw-Hill.
  • The crisis counselor: A step-by-step guide to managing a business crisis. Caponigro, J. R. (2000). Chicago: Contemporary Books.
  • Ongoing crisis communication: Планирование, managing, and responding. Coombs, W. T. (2007). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Crisis management: Планирование for the inevitable. Fink, S. (2002). Lincoln, NE: iUniverse, Inc.
  • Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы. Финкельштейн, С. (2006). Москва: Альпина Паблишер.
  • CEO capital: A guide to building CEO reputation and company success. Gaines-Ross, L. (2003). New York: John Wiley & Sons.
  • Who says elephants can't dance? Leading a great enterprise through dramatic change. Gerstner, L. V. (2003). New York: HarperBusiness.
  • Leadership. Giuliani, R. W., & Kurson, K. (2002). New York: Miramax.
  • A CEO's story. Greenberg, J. W. (2002). September 11,2001: Harvard Business Review 80(10), 58-64.
  • Crisis management: Master the skills to prevent disaster. Harvard Business School Press. (2004). Boston: Harvard Business School Press.
  • Managing crises. Harvard Business School Press. (2008). Boston: Harvard Business School Press.
  • Вызов лидерства. Кузес, Дж.М. и Познер, Б.З. (2009). Москва: Юрэйт.
  • The book of leadership wisdom. Krass, P. (Ed.). (1998). New York: John Wiley & Sons.
  • Managing in times of change. Maginn, M. D. (2007). New York: McGraw-Hill.
  • Managing crises before they happen. Mitroff, 1.1. (with Anagnos, G.). (2001). New York: AMACOM.
  • We shall not fail: The inspiring leadership of Winston Churchill. Sandys, C, & Littman, J. (2003). New York: Portfolio.
  • Effective crisis communication: Moving from crisis to opportunity. Ulmer, R. R., Sellnow, T. L., & Seeger, M. W. (2007). Thousand Oaks, CA: Sage.

 

Вернуться на главную "ПЛАНЕТА САМОРАЗВИТИЯ"

 

На главную: