Творческие способности

Творческие способности

Работать творчески – значит:

  1. Погружаться в проблему;
  2. Искать всевозможные связи – как подобные проблемы решались в прошлом, как решают их другие организации, проводить «мозговой штурм»;
  3. Вынашивать идеи;
  4. Добиваться «прорыва», который, как правило, происходит, если тебе удается отвлечься или передохнуть;
  5. Выбирать одного- двух сотрудников, способных возглавить решение проблемы.

 

Большинство из нас способны работать более творчески. Наши творческие способности бывают подавлены воспитанием, образованием и узконаправленным характером многих профессий.

 

 

Многих из нас приучили быть скованными, узко мыслящими, слишком целенаправленными, неуверенными, осторожными, консервативными, боящимися ошибок. Нам привили нежелание выставлять себя «на посмешище». Все это подавляет заложенные в нас творческие способности. Нужно либо устранить эти сдерживающие факторы, либо развить дополнительные творческие способности.

 

Проведенные исследования и накопленный опыт позволили создать методики, которые помогают сделать работу отдельного человека или группы более творческой. Творческие способности высоко ценятся, поскольку для достижения успеха большинству организаций необходимо вносить инновации в свои продукцию и услуги.

 


 

РАЗВИТО:

  • Предлагает множество новых и уникальных идей
  • Легко находит связь между ранее разобщенными представлениями
  • Слывет генератором оригинальных и ценных решений во время «мозгового штурма»

 


 

НЕ РАЗВИТО:

  • Ограниченный, расчетливый, осторожный и консервативный
  • Может чувствовать себя комфортнее в прошлом, а также, действуя отработанными и апробированными методами
  • Ограниченная квалификация
  • Избегает риска, не стремится быть смелым и изменяться
  • Не воспринимает идеи, выходящие за пределы его области
  • Может не иметь представления о том, что такое творчество
  • Решает новые проблемы, используя старые решения
  • Может подавлять в других творческую инициативу

 


 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ:

  • Зависимость от прошлого
  • Осторожность
  • Непонимание, что значит работать творчески
  • Ограниченность мышления
  • Узость взглядов
  • Прагматичность
  • Сведение творчества до выдумки
  • Скованность
  • Узкий фокус
  • Излишняя дотошность в решении проблем

 


 

ЗАМЕСТИТЕЛИ:

1. Ориентация на результат

2. Работа в неопределенных ситуациях

5. Деловая проницательность

15. Ориентация на потребителя

28. Управление инновациями

32. Способность к быстрому обучению

33. Умение слушать

46. Широкий кругозор

51. Решение проблем

57. Работа в одиночку

58. Стратегическая гибкость

 


 

ЧРЕЗМЕРНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • Может настолько увлекаться второстепенными замыслами, что теряет много времени
  • Может заниматься слишком многими заданиями одновременно
  • Может не доводить замысел до конца
  • Может быть неорганизованным или невнимательным к деталям
  • Может быть индивидуалистом и не уметь работать в команде
  • Может плохо относиться к менее творческим людям

 


 

КОМПЕНСАТОРЫ:

1. Ориентация на результат

5. Деловая проницательность

17. Качество принимаемых решений

24. Профессиональные/ технические навыки

28. Управление инновациями

45 Способность изменять поведение

46. Широкий кругозор

47. Планирование

50. Определение приоритетов

51. Решение проблем

52. Управление процессами

53. Стремление к достижению результата

58. Стратегическая гибкость

 


 

70% НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

1. ЗАСТРЯЛ? УСТРАНИ ОГРАНИЧЕНИЯ. 

Что мешает тебе работать более творчески? Перфекционизм? Креативность не может быть измерена «правильностью». Ты осторожен и не любишь строить предположения? Творчество означает прямо противоположное. Тебя беспокоит, что скажут люди? Ты боишься, что не сможет отстоять свой замысел? Природа творчества подразумевает обсуждение неопределенных замыслов и получение критических замечаний. Ты узко мыслишь; тебя удовлетворяют привычные технология и специальность? Работать творчески – значит смотреть во все стороны. Предпочитаешь заниматься более прагматическими вещами? Творческая работа начинается с отказа от прагматизма. Ты слишком занят, чтобы размышлять? Творчество требует времени. Выйди из своего удобного убежища. Многие бизнесмены слишком полагаются на решения, найденные ими в прошлом. Они цепляются за прошлое и считают похожими проблемы, которые таковыми не являются. Остерегайся выражений «Я всегда...» или «Обычно я...». Умей остановиться, задуматься и спросить себя, действительно ли эта проблема похожа на те, что приходилось решать раньше? Тебе необходимо изменить себя и то, к чему ты привык, чтобы начать работать более творчески. Думай и действуй по-новому, пробуй новое, освободись от своих «привычных штампов».

 

2. НУЖЕН СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД? ПОСТАРАЙСЯ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ.

Расширение привлекаемых ресурсов. Для более творческой работы, ты должен погрузиться в проблему. Выработка свежих идей – это не управление быстроходным катером; она требует серьезного подхода. Удели проблеме время – глубоко ее изучи, обсуди с окружающими, найди аналогии в других организациях и областях, далеких от области твоего бизнеса. Говоря, что у тебя нет на это времени, ты, как правило, объясняешь, почему у тебя нет новых идей. Думай вслух. Многие не знают, что они знают, пока не заговорят вслух. Выбери опытного сотрудника, с которым можно проверять свои идеи, и поговори с ним, чтобы расширить свое понимание проблемы или технической области. Поговори со специалистом в другой области. Поговори с человеком, который наименее уважительно к тебе относится. Твоя цель состоит не в том, чтобы получить от них информацию, а в том, чтобы они помогли тебе понять, какими знаниями ты обладаешь, каковы твои принципы и эмпирические правила. Старайся выявлять аномалии – неординарные факты, которые не укладываются в общую картину, например, снижение объема продаж в тот момент, когда этого не должно быть. Какие связанные с этим изменения следует внести в стратегию? Как правило, столкнувшись с проблемой, творческие люди исходят «от противного»; выверни проблему наизнанку: задайся вопросом, что может быть наименее вероятным, с чем не связана проблема, что в ней отсутствует или каково ее «зеркальное отображение». Ищи далекие аналогии. Не ограничивайся их поиском только в сходных организациях. «Это известно только им». Для поиска решений обратись к более широкой области. Когда компании «Моторола» понадобилось определить, каким образом можно быстрее выполнять заказы, она проанализировала деятельность не других изготовителей электронного оборудования, а компаний «Домино'с Пицца» и «Федерал Экспресс». Дополнительные подсказки ты найдешь в интересной и забавной книге «Таке The Road to Creativity and Get Off Your Dead End», которую посвятил этой теме David Campbell.

 

3. ПЫТАЕШЬСЯ МЫСЛИТЬ НЕСТАНДАРТНО? НАРУШАЙ ОДНИ ПРАВИЛА И СОЗДАВАЙ ДРУГИЕ.

Поиск творческих идей. Процесс творческого мышления не подчиняется законам формальной логики, когда доказательства или решения основаны на причинах и следствиях. Вот некоторые правила творчества: 1. Не использовать концепции, а вносить в них изменения; по-другому смотреть на проблему; 2. Переходить от одних концепций или аспектов рассмотрения к другим, например, от экономических к политическим; 3. Формулировать идеи, не давая заранее им оценки. 4. Использовать информацию для преобразования имеющихся моделей и предложения новых; 5. Переходить от одной идеи к другой, не объясняя причин перехода; б. Искать наименее вероятные и неординарные решения; 7. Искать аналогии в области, далекой от рассматриваемой проблемы, например, задуматься, чем организация похожа на большой дуб; 8. Спрашивать себя, чего не хватает и что отсутствует; 9. Радоваться ошибкам и неудачам как способам приобретения знаний.

 

4. НУЖНЫ ТВОРЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ? ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

Более творчески изучать и решать проблему можно разными путями. Задавай больше вопросов. Одно из исследований, посвященных решению проблем, показало, что из высказанных замечаний лишь 7% приходилось на вопросы и почти половина – на ответы. Мы поспешно принимаем решения, исходя из прошлого опыта. Сложные проблемы трудно визуализировать. Как правило, они либо слишком просты, либо слишком сложны для представления в наглядной форме. Разбей их на составляющие. Изучи составляющие, чтобы понять, необходим ли другой порядок разбивки или как можно объединить три составляющие в одну. Одним из методов визуализации является так называемая «раскадровка», когда проблема иллюстрируется ее составляющими, изображенными в виде «картинок». Одна из разновидностей этого метода – рассказ историй, иллюстрирующих плюсы и минусы проблемы, с последующим нанесением их в блок-схему, показывающую, что работает, а что нет. Другая разновидность – диаграмма причинно-следственных связей, применяемая для комплексного управления качеством. Иногда полезно бросаться «из одной крайности в другую». Порой новое решение приходит в голову, если вспомнить все условия, все неудачные примеры. Осмысление текущего положения дел и прогнозирование показывают, как и когда произойдет отказ системы. «Утро вечера мудренее». Периодически делай перерывы независимо от того, зашел ли ты в тупик. Это позволит мозгу продолжать работать над проблемой. Большинство решений приходят в голову, когда мы «о них не думаем». Отвлекись от проблемы; передай работу кому-нибудь другому и спокойно займись другим делом. Отбрасывай все идеи, которые приходят тебе в голову, и жди, когда придут новые. Заставь себя забыть о проблеме. Более подробное описание этой методики ты найдешь в книгах Russell Ackof «The Art of Problem Salving и Edwardde Bono, «Lateral Thinking or Serious Creativity»..

 

5. НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО? ПОПРОБУЙ ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ.

Определение проблемы. Врагами творчества являются мгновенные и поспешные выводы и решения, а также опора на решения, выработанные в прошлом. Исследования показывают, что большинство людей практически одновременно определяют проблему и начинают действовать, поэтому, чем больше усилий ты приложишь в начале, тем быстрее сможешь прийти к новаторскому решению. Остановись и определи, в чем заключается проблема. Поскольку все охотно отвечают на вопросы и предлагают решения, хорошо было бы сначала сформулировать проблему, а потом предлагать решение. Определи, каковы ее причины. Все время задавай вопрос «почему?», проверь, сколько причин ты можешь установить, и насколько организационных категорий ты можешь их поделить. Это повысит вероятность принятия более творческого решения, поскольку ты сможешь проследить больше связей. Действуй как шахматист. Шахматисты помнят тысячи комбинаций шахматных партий. Ищи комбинации данных, а не просто собирай информацию. Дели их на категории, которые представляются вам обоснованными. Задавай множество вопросов. Посвяти определению проблемы не меньше 50% своего времени. Исследования показывают, что после определения проблемы наиболее творческим обычно оказывается решение, находящееся посередине между вторым и третьим из предложенных. Поэтому притормози, если ты склонен хвататься за первое же решение. Научи себя достаточно долго выжидать, чтобы лучше определить проблему, и всегда продумывай три решения, прежде чем выбрать одно.

 

7. ГОТОВ К МОЗГОВОМУ ШТУРМУ? ДАЙ НОВЫМ ИДЕЯМ «ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ».

Расширение групповых творческих способностей. Начни с определения проблемы. Наиболее простой способ обеспечения творческой работы – это «мозговой штурм». Сначала принимай все. Высказывай идеи, записывай их, не допуская оценки. Многие с неудовольствием вспоминают «мозговые штурмы». Глупые идеи. Отсутствие практических результатов. Потеря времени. Как правило, это происходит, если проблемы определяются одинаковым, привычным способом. Поэтому сначала правильно определи проблему (см. п. 5). Потрать на это часы, а не минуты. Приложи умственные усилия и проверь, не обобщаешь ли ты один-два случая. Откуда ты знаешь, что выявленные тобою причины действительно являются причинами? Может быть, они просто связаны друг с другом. Что является фактом, а что предположением?

 

8. ХОЧЕШЬ ДОБИТЬСЯ ОТ ГРУППЫ МАКСИМАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ? ФАСИЛИТИРУЙ ПРОЦЕСС.

Расширение групповых творческих способностей: фасилитация процесса. Обычно применяются три метода: 1. Мозговой штурм. Опиши проблему группе. Расскажи о своих попытках ее решить и о результатах, в том числе отмеченных лишь однажды. Предложи группе обсуждение в свободной форме, приветствуя любые высказывания и не допуская критики. Записывай все предложения на флипчарте. Когда группа исчерпает все свои возможности, выбери наиболее интересные предложения и попроси группу назвать сначала их достоинства, а потом недостатки и, наконец, указать, чем они интересны. Продолжай, пока не обсудишь все заинтересовавшие тебя идеи. Затем спроси группу, какие еще предложения хотели бы проанализировать ее участники. Обычно этот процесс занимает один-два часа. 2. Номинальная группа. После определения проблемы попроси членов группы написать как можно больше предложений, которые придут им в голову. Запиши их на флипчарте для свободного обсуждения. Разреши вносить дополнения, объединять предложения или уточнять их («Что вы имели в виду, когда сказали?»), но не разрешай делать критические замечания. После этого проведи анализ, описанный в предыдущем пункте. 3. Аналогии. Множество творческих решений рождается в результате поиска аналогий в природе или других областях. Составь любой список (электротехника, кошки, деревья, море, биология, судостроение) и покажи его группе в качестве дополнения. Во многих случаях этот процесс рождает оригинальные предложения, которые не дают другие методы.

 

9. ГОТОВ РИСКНУТЬ? ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ И УЧИСЬ.

От кого бы ни исходили предложения, от тебя или членов группы, заставь себя экспериментировать и пробовать. Исследования показывают, что 80% новшеств возникают не там, где надо, предлагаются неподходящими людьми (изготовители красителей случайно изобрели моющее средство, Post-it Notes появились в результате неудачных экспериментов с клеем, тефлон был создан по ошибке), а 30-50% технических новинок не выдерживают испытаний. Неудачу терпят даже 70-90% новинок, дошедших до рынка. В итоге 95% новинок оказываются неудачными, и большинство успешных изобретателей проводят множество непродолжительных и недорогих испытаний, чтобы повысить вероятность успеха. Смотри передачу кабельного телевидения «Inventions» («Изобретения»), которая рассказывает о том, как не относящиеся к делу предложения соединяются вместе и приводят к творческим изобретениям. Ты можешь купить записи этой передачи

 

10. ГОТОВ К ВЫБОРУ РЕШЕНИЯ? ИСПЫТАЙ СВОИ ИДЕИ.

Итоги. Творчество начинается со свободы, а продолжается при формировании структуры. Когда ты выработал четкое представление о том, что нужно делать, подвергни его всем логическим проверками, критическим замечаниям, которым подвергаются альтернативные предложения. Проверка твоих творческих идей ничем не отличается от других процессов решения/ оценки проблем. Единственная разница состоит в том, как рождаются идеи.

 


 

20% ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

6. ХОЧЕШЬ УВЕЛИЧИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРУППЫ? ПООЩРЯЙ РАЗНООБРАЗИЕ.

Расширение групповых творческих способностей. Выбор группы. Во время Второй мировой войны было замечено, что группы людей, имеющих самый разнообразный опыт, предлагали наиболее творческие решения проблем. В их состав входили люди, которые абсолютно не разбирались в данной области (например, майор английской армии, ранее занимавшийся расчетом себестоимости). Взявшись за сложную проблему, которую не удается решить, собери по возможности большую группу, в которой будут представлены различные функциональные направления, уровни и отрасли знаний. Привлеки клиентов и коллег из других организаций. Помни, что тебе надо выработать новый подход; ты создаешь рабочую группу не для реализации или оценки целесообразности концепций. Хочешь верь, хочешь нет, но не имеет никакого значения, знакомы ли они с проблемой или технологией, необходимой для ее решения, – это твоя обязанность досконально знать проблему.

 


 

10% РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • Думай и изобретай, как Эдисон. 102 урока креативности для бизнеса и не только. Аксельрод, А. (2008). Санкт-Петербург: Питер.
  • Iconoclast: A neuroscientist reveals how to think differently. Berns, G. (2008). Boston: Harvard Business School Press.
  • Management and Creativity: From creative industries to creative management. Bilton, C. (2007). Malden, MA: Blackwell Publishing.
  • Imagination engineering: The toolkit for business Creativity (2nd ed.). Birch, R, & Clegg, B. (2000). London: Pitman Publishing.
  • Big ideas: Putting the zest into Creativity and innovation at work. Ceserani, J. (2003). London: Kogan Page.
  • Instant Creativity: Simple techniques to ignite innovation and Решение проблем. Clegg, В., & Birch, P. (2007). London: Kogan Page.
  • Thinking creatively at work: A sourcebook. D'Cruz, P. (2008). New Delhi: Response Books.
  • Creativity at work: Developing the right practices to make innovation happen. DeGraff, J., & Lawrence, K. A. (2002). San Francisco: Jossey-Bass.
  • A peacock in the land of penguins: A fable about Creativity and courage. Gallagher Hateley, B. J., & Schmidt, W. H. (2001). San Francisco: Berrett-Koehler Publishers.
  • Innovate like Edison: The success system of America's greatest inventor. Gelb, M„ & Caldicott, S. M. (2007). New York: Dutton.
  • Творческие способности in product innovation. Goldenberg, J., & Mazursky, D. (2002). New York: Cambridge University Press.
  • On Creativity, innovation, and renewal: A leader to leader guide. Hesselbein, F., & Johnston, R. (Eds.). (2002). San Francisco: Jossey-Bass.
  • Революционная креативность: достижение высокой эффективности с помощью восьми креативных способов. Левескью, Л.К. (2001). Маунтин Вью, Калифорния: Дейвис-Блэк Лаблишинг.
  • Тренинг по креативности: совети и техники по освоению и эффективному обучению. Лукас, Р.У. (2003). Нью-Йорк: АМАКОМ.
  • Игрушки мудреца: руководство по техникам креативного мышления (2-е издание). Микалко, М. (2006), Беркли, Калифорния: Тен-Сид Пресс.
  • Creativity in virtual teams: Key components for success. Nemiro, J. (2004). San Francisco: Pfeiffer.
  • A whole new mind: Why right- brainers will rule the future. Pink, D, H. (2006). New York: Berkley Publishing Group.
  • The riddle: Where ideas come from and how to have better ones. Razeghi, A. (2008). San Francisco: Jossey-Bass.
  • Brain storm: Tap into your Creativity to generate awesome ideas and remarkable results. Rich, J. R. (2003). Franklin Lakes, NJ: Career Press.
  • Маленький принц. Сент-Экзюпери, A. (20011). Москва: Эксмо. (оригинальная работа издана в 1943 году))
  • Group genius: The creative power of collaboration. Sawyer, K. (2008). New York: Basic Books.
  • Expect the unexpected or you won't find it: A Creativity tool based on the ancient wisdom of Heraclitus. Von Oech, R. (2002). San Francisco: Berrett-Koehler Publishers.
  • New ideas about new ideas: Insights on Creativity with the world's leading innovators. White, S. P. (with Patton Wright, G.). (2002). Cambridge, MA: Perseus Publishing.

 

Вернуться на главную "ПЛАНЕТА САМОРАЗВИТИЯ"

 

На главную: